Бог-Отец и Богиня-Мать

Apr 13, 2022 02:51

Сразу оговорюсь: я могла бы написать научную статью с указанием всех источников, но мне лень, а вы бы скорее всего не стали её читать. Поэтому это пост, то есть выражение мнения.
Да и говорить придётся о таких временах, от которых осталось очень мало. Историкам и культурологам приходится выстраивать их с помощью реконструкций, аналогий, следов, оставленных в древних памятниках и не стёртых переписчиками, переосмысленных несколько раз. В принципе, это очередной из них.

Так вот, я начну со слов матери солдата-призывника, убитого в ходе спецоперации: "Он погиб, чтобы мы могли жить спокойно".
Что тут не так?
Антрополог Станислав Дробышевский на своих лекциях рассказывал о группе обезьян (кажется, шимпанзе), в которой две самки по какой-то причине начали есть детёнышей. Самцы не обращали на это особого внимания - они защищали группу от хищников и других самцов. Через некоторое время группа, естественно, состарилась и вымерла.
Это слишком буквально, разумеется, ведь это обезьяны. Но мать, которая согласна на смерть своего сына, чтобы она сама жила спокойно (не чтобы выжили её внуки, не чтобы продолжился род этого сына), действует на руку Вымиранию как процессу.
Внимание: я не хочу сказать, что она плохой человек, я ей сочувствую, и скорее всего, она использует эту отговорку, чтобы себя утешить. Культурологически важно, что именно эту, не какую-то ещё.
Другой пример - социальная реклама противников абортов: "Не убивай ребёнка, он вырастет и будет защищать тебя!" И фото солдата в форме.

Штука в том, что в традиционной, патриархальной культуре, защищать женщину - задача не сына, а мужа и отца. Боевая задача сына - завоевать себе славу, добыть невесту, продолжить род. Это во-первых. Во-вторых, это уже почти что-то ацтекское: не убивай сына сейчас, принесёшь его в жертву, когда ему будет двадцать. С национальным колоритом. Русская Смерть.
Кому в жертву? Старости. Маме. Пенсионерам, скорбящим об утраченном СССР, Российской Империи, лубочной Древней Руси с целомудренными девами и строго гетеросексуальными бородатыми мужами (ха-ха, скажет вам любой историк и этнограф). Не будущему, не юности, не детям (во всяком случае, не своим, а каким-то абстрактным детям, на которых так любят ссылаться в любой информационной войне).

Это в чистом виде культ смерти. Культ матерей и бабушек, культ земли (нам нужна территория, что на ней будет происходить - не важно), культ предков (тут жили наши предки, деды воевали итд), старейшин (просто посмотрите, сколько лет большинству наших политиков и кто их основная группа поддержки). Это глубокая архаика.

Это настоящий культ Богини-Матери. Наивные юные феминистки представляют себе прекрасное царство женщин, в котором нет войн и мудрая шаманка разрешает все споры на этапе возникновения. Самые радикальные феминистки, даже не знающие о культе богини Кали, пожирающей мужчин, становятся её жрицами. Профессиональные ведьмы и оккультистки сурово предостерегают, что Старуха-Смерть - одна из ипостасей Богини, вообще-то.
То, что пенсионерка у подъезда, ярость которой возрастает прямо пропорционально её бессилию - тоже её ипостась, как-то не принято замечать. Женщина, у которой не было ни отца, ни мужа, а с сыном она не знает, что делать, потому что вся её жизнь была женской жизнью, в которой мужчины скорее были помехой, чем подспорьем. Она знает, что мужики не нужны - она без них прожила как-то. Но куда-то же их надо девать?

В начале 20 века историки предполагали, что периоду патриархата предшествовал матриархат. Сейчас мы знаем, что было не так. А как? Осторожная реконструкция предполагает примерно такую картину: род, управляемый старейшинами, с культом предков и страхом перед женщинами. Это не та власть, которую себе представляем мы - возможность командовать, убивать, насиловать, распоряжаться ресурсами. Это иррациональная власть суеверий. До сих пор существует племя, которое не знает о связи между сексом и рождением детей. Надо думать, раньше таких племён было больше. В условиях промискуитета сложно было отследить не то что отцовство, а сам факт участия мужчины в воспроизводстве. Понятно было одно: женщина может рожать, а мужчина - нет. Это какое-то колдовство, эта сила непостижима. А раз так, что ей мешает, если ей что-то не понравится, отправить рождённого обратно, откуда взялся? Ведь Мать-Земля так и делает?
Мужчины всегда были физически сильнее женщин, но что значит физическая сила против табу... А вдруг? Если старая женщина не может рожать, а магия всё ещё при ней... не стоит выяснять, как она может её использовать. Лучше на всякий случай относиться к ней с почтением.
Есть ещё племя, где женщины регулярно дают всем мужчинам выпить яд, который готовит ведьма. Мужчины знают, что это яд. А потом женщины дают им противоядие, которое готовит та же ведьма. Если хотят. Мужчина не знает, проснётся ли он на следующий день. Власть ли это, если вождь в этом племени - мужчина, на охоту ходят мужчины, женщины рожают и воспитывают детей, готовят еду, но... В принципе, мужчина в этом обществе тоже может ударить женщину... технически, во всяком случае.
Я знаю, что для некоторых мужененавистиц примерно так и выглядит идеальный мир. Более того, в современности даже для охоты, строительства и защиты нужно не так много мужчин, а уж для продолжения рода - тем более. Можно отравить процентов 80... технически. Тем более что многие и так выросли с мамами-одиночками или с такими отцами и отчимами, что лучше бы никаких. Меня лично эта картина не прельщает, но я не об этом. Я просто хочу сказать, что это шаг не к светлому будущему, а назад, в палеолит.
Войн от этого, кстати, меньше не станет. Как пел вечно живой, "война - дело молодых, лекарство против морщин", а нам в детстве слышалось "против мужчин". Куда-то же надо их девать, да? Пусть воюют друг с другом во славу своих матерей и мертвецов.

Патриархат появился не только тогда, когда сильный мужчина стал обепечивать семью пропитанием. А тогда, когда начали появляться поля и города, геометрия и философия, и рациональность начала преобладать над суевериями. Мужественный Мардук убил хтоническую Тиамат, разделив мир на небо и землю.
Очень медленно, веками, Ян побеждал Инь. И где-то между началом Просвещения и промышленной революцией он победил. Толкиновский Саруман, воплощение рациональности, становится воплощением зла, конструируя не только боевые машины, но и бездушных биороботов-урукхаев. Появляется научная фантастика-Ян с её восстаниями роботов и антиутопиями - и возникает презираемая ей фэнтези-Инь, где в вечном неопределённом времени нежные эльфы магически уживаются с девственными лесами, приводя в трепет простаков-людей, а потом забирают их, если повезёт, в прекрасный и смертельный Авалон.

Это сложная история. Постараюсь подытожить.
Священный трепет перед матерями и могилами плох тем, что это поклонение смерти. Библия говорит "Почитай родителей своих", но и "Не сотвори себе кумира". Энергия, либидо, стремление, жизненная сила - кому как больше нравится - должна идти от предков к потомкам, а не наоборот, если род хочет выжить. Я пишу это и чувствую, что говорю что-то кощунственное по нынешним временам, хотя мой народ считается православным и молиться должен Христу, а не собственной бабушке. И в жертву приносить не чужие жизни, а собственную, и не насилием, а служением.
Но и господство Ян - рациональности, материализма, бюрократии, механистичности и мужского доминирования по праву "обладания" всем этим - я не считаю правильным. Патриархата, кстати, у нас давно уже нет. Он работает в крестьянских семьях, живущих натуральным хозяйством, где работа не только женщины, но и мужчины идёт на свою семью, а не "на дядю". Нынешнее господство мужчин - его тянущийся след.
Однако это маятник. Никакое возвращение в "старые добрые времена" нам не поможет. Инь и Ян проиграют оба, если будут бороться за господство. Живые проиграют мёртвым, если будут устремлять своё движение в прошлое.

сомнамбулический поиск

Previous post Next post
Up