Я вот, знаете, не все буквы и цифры правильно произношу. Я не выговариваю "р" (русское, а вот немецких даже два могу и французское одно). Мой дефект не слишком палевный, не как у Ленина, не все даже замечают. Но суть не в этом.
Естессно, меня всё детство пытались научить, водили к логопеду, заставляли говорить скороговорки, вот это всё. Язык высовывать там. Но это не помогло. Меня признали безнадёжной.
Озарение случилось на втором курсе иняза. Когда у нас началась теоретическая фонетика и нам показали табличку, в которой напротив каждого звука (то ли там было сравнение немецкого-русского, то ли вообще полный набор) стояла картинка, показывающая положение языка в момент произнесения каждого звука.
И тогда я с удивлением узнала, что звук Р, оказывается, делается кончиком языка! А не как нечто среднее между Н и Х, как я всегда думала!
Но это было первое удивление. Спустя некоторое время меня настигло второе.
Так почему мне никто ни разу в жизни не сказал, что этот звук ПЕРЕДНЕ, блин, ЯЗЫЧНЫЙ?
Почему нужно было год заставлять меня высовывать язык и повторять скороговорки, думая, что если я 100500 раз повторю своё неправильное Р, оно волшебным образом превратится в правильное? Этого ведь не случилось, хотя я каждый день произношу слова с этим звуком уже несколько лет? Зачем мне показывать, как он звучит, ведь меня в жизни и без того окружают русские люди с нормальной дикцией? И уж если заставлять меня высовывать язык, почему бы не объяснить, для чего?
Ну, наверно, мне попался так себе логопед, подумала я. Хотя когда я недавно рассказала эту историю
silbern_drachen, она сказала, что у её логопеда в детстве была такая же методика. Ну ладно, в конце концов, два хреновых логопеда, ничего удивительного.
Однако я подумала, что чего бы мне в принципе не научиться его выговаривать наконец, а то всё руки, то есть язык, не доходили. Полезла я в гугл узнать, как вообще заставить язык вибрировать.
И вот что меня удивило - везде то же самое, что и в детстве: а вы просто заставляйте ребёнка/себя его говорить, вот он и появится. А теперь скороговорки. Ну и язык повысовывайте ещё.
Нет, я понимаю, что "переднеязычный" - это лингвистический термин, но мне кажется, он вполне интуитивно понятен. А кому не понятен, тому и картиночку можно было бы приложить. Но нет.
В общем, теперь я не удивляюсь, что вокруг так много людей с дефектами речи, даже на радио. "А ты просто делай правильно" - так себе методика преподавания чего бы то ни было.
(У меня начало что-то даже получаться, кстати. Правда, самое сложное будет начать применять. Ну, представьте, это как, например, взять и в своей речи все звуки "в" заменить, например, на "з". И не забывать это делать каждый раз).