(no subject)

Nov 06, 2012 14:55

Попыталась как-то зафиксировать то, что на прошлом университетском семинаре говорила. Хотя конечно в ходе обсуждения много чего другого появлялось. Интересного. http://www.youtube.com/watch?v=DcAUJJqpOyE&feature=relmfu



Мега-машина мышления. Что необходимо для ее реализации в ЛУ.

Татьяна Водолажская

1. Идея университета как места культивирования мышления выступала не только  одной из центральных в общем замысле Летучего университета, но и наиболее инновационной, если относится к ней со всей серьезностью. Эта серьезность предполагает различение образования для мышления и собственно мышления,  которое случается в университете. В первом случае рамкой выступает образования, а «критические мышление» - то, что необходимо в ходе этого образования дать студентам. Во втором случае мышление выступает рамкой, а образование является лишь одним из процессов, которые обеспечивают трансляцию содержания и воспроизводства людей, способных к мышлению.   Современная практика и наше знание об университетах постоянно «подталкивают» нас именно к первому пониманию. Обсуждая Университет в Беларуси и Летучий университет, мы делаем акцент на втором. Акцент на том, что университет - это пространство так организованное, что в нем должно случатся мышление. И если сегодня в программе Летучего университета мы можем выделить некоторые шаги и формы работ, которые как-то соотносятся с первым пониманием, то в отношении организации мышления в университете мы не можем быть столь же уверено говорить о достижениях.  И дело тут в нескольких причинах. Одна из них - это меньше внимания и усердия, которое мы пока вкладывали в эту сторону развития университета, а другая лежит в  природе того, что понимается под мышлением и возможности его организовать.

2. Будучи озабочены тем, чтобы университет стал местом концентрации и культивирования мышления, собственную деятельность мы ориентируем на создание технологию, на то, что может обеспечить присутствие мышления в университете.   Мы не можем отдаться естественному ходу событий, при котором оно либо появится, либо нет. Но мы не можем организовать мышление как производство, можем лишь заботиться о создании условий, приспосабливая к этому университет.

Владимир Мацкевич описывал специфику обустройства университета как места культивирования мышления, прибегая к категории мегамашины. Мегамашины не производства (мыслей, идей и т.д.), а улавливания - то  есть такой организации места, действия и образа жизни, в которой  создаются условия для возникновения мышления. Мегамашинность, в данном случае, противостоит узкому порядку, который привязывает  возможности появления мышления к способностям отдельных людей, или групп, стечению обстоятельств. Машинность и технологичность - это основания широкого порядка. В машинном залоге при правильно организованных условиях мы можем рассчитывать на воспроизводство (появление) мышления на разном «материале». Технологическое воспроизводство этих условий и среды, залог присутствия мышления.

3. Что именно необходимо организовать? Опираясь на наработанные представления о мышлении и практику организации ситуаций мышления ( в СМД-подходе), а также на анализ устройства средневековых университетов можно выделить ряд формальных компонентов необходимых для этой конструкции мегамашины мышления:

- комплекс «мест», организованных по правилам действия/поведения в них, которые обеспечивают процесс мышления, выполнение необходимых процедур (библиотека, лаборатории, семинары, лекции, диспуты, спортивные и иные состязания или что-то еще),

- наполнение этих мест (книги, люди, идеи, проблемы и т.д.), то на чем будут разворачиваться действия, предписанные в этих «местах»;

- образ жизни принятый как этос (организация времени и смысл такой организации), чтобы наполнять жизнью и движением эти места.

Основная проблема и вопрос: каким именно сейчас, на современном этапе развития мышления, содержанием должны наполнены эти компоненты? Имеющиеся у нас знания отсылают либо к узкому порядку организации мышления (ОДИ, кружки/семинары), либо к организации в широком порядке (прежние университеты), но основанной на устаревших представлениях о мышлении (материале и формах, в которых оно появляется).

4. Мышление возникает, когда имеется идеальный план, как пространство работы с такими объектами как понятия, категории, схемы и т.д., и практика в самом широком смысле (политическая, культурная, нравственная, хозяйственная и т.д.), в которой обнаруживаются такие проблемы, что ведут к радикальному сомнению, необходимости выхода в идеальный и план и работы там для появления новых оснований в практике. Плюс «индивидуальность», на которой все это собирается. Характеристики и изменение этих пространств - практики, идеального плана, индивидуальности - задают специфику со-временного мышления (каждому времени соответствует свои возможности и инструменты идеального плана, свои проблемы в практике и свои сомнения, а также свои техники работы с индивидуальностью).

Что сегодня  подлежит мышлению? Каковы проблемы и индивидуальность?

-        Характер практических проблем сегодня можно определить как проблемы коммуникации в ситуации «признания» мульти-культурности и разно-подходности, а значит отсутствия внешних форм легитимации общих оснований.

-        Устройство идеального плана с развитием культуры и мышления не просто увеличивается, но и усложняется. Работа в нем (прорыв в незнаемое) лежит не в области представлений о мире, не в области представлений о деятельности и систем управления этой деятельностью, но в области конфигурирования, сборки и формирования рамочных, подходных конструкций, способных к решению практических задач политики и коммуникации.

-        Индивидуальность для мышления коллективна не только будучи растянута во времени (научные школы и т.д.), но  коллективна и эгалитарна (к мышлению могут быть причастны люди, не имеющие специальной подготовки и т.д. ).

5. Оформляя это понимание о современном мышлении в те формальные компоненты, которые были выделены выше мы получаем.

комплекс «мест», организованных по правилам действия/поведения в них, которые обеспечивают процесс мышления, выполнение необходимых процедур

-        Места встречи разных прагматик, подходов,  задач и т.д., проблематизация. Форма реализации в ЛУ: дискуссии различных форм и форматов, с условием втягивания в них представителей разных практик (культурной, политической, исследовательской и т.д.)

-         Места  распредмечивания, расподхоживания или обнуления «правил игры»,  мыслительных и деятельностных конструкций участников. Форма реализации в ЛУ: семинары, конференции и т.д. с соответствующими правилами

-        Развитие, оформления, закрепления новых мыслительных и деятельностных норм. Форма реализации в ЛУ - рабочие семинары, школы, образовательные мероприятия

-        Клуб или места для передачи «игрового» этоса и образа жизни включающего самоопределение и обнуление инструментов

наполнение этих мест, то на чем будут разворачиваться действия, предписанные в этих «местах»:

-        Люди, собираемые по принципу не знаний, но самоопределения, которые не живут в университете, а живут при помощи университета

-        Проблемы, требующие новых ходов. Это может решаться за счет дискуссионных площадок, либо за счет специально организованных действий по инвентаризации проблем

-        Средства работы: простейшие схемы и доска, организующие работы с различным содержанием

образ жизни принятый как этос:

Мы не можем отгородить от мира и структурировать время жизни, но можем задать структуру регулярность действий, наполненных не только специальными символическими элементами, но и оснащенные «своим» языком.

Previous post Next post
Up