В ходе летней школы Летучего университета, что прошла неделю назад обсуждали "конструкцию" нашего дальнейшего развития...
Мои тезисы выступления:
Летучий университет: модель для сборки:
Перспективы организации деятельности
Летучего университета на следующий год
1. Выстраивая структуру организации жизни и деятельности в Летучем университете, мы ориентируемся на то, что на ней должна быть развернута мегамашина мышления, она должна давать необходимое образование для людей, стремящихся быть национальной элитой, а также она должна обеспечивать «поставку» для Беларуси идей, интеллектуальных продуктов и разработок, которые обеспечивали бы развитие страны и нации. В рамках этих задач можно обозначить ряд организационных ориентиров и установок, позволяющих их решать или хотя бы приблизится к решению.
Во-первых, целостность машины мышления «собирается» через наличие комплекса различных режимов интеллектуальной работы, системы мест: постановки проблем, разработки методов, получения знания и решения задач, критики и столкновения подходов и т.д.. Вовлеченность в эти разные режимы позволяет каждому участнику университетского сообщества, быть причастным к коллективному мышлению.
Во-вторых, «универсум знания», который должен получить студент (будущая национальная элита), имеет не предметный (тематический характер). Универсум или полнота образования, готовность к тому, чтобы ставить и решать проблемы, требует способности организовать любые знания, любую деятельность, а также самого себя в ситуациях будущего, тех о которых мы ничего не знаем и не можем знать. Для этого необходимо владеть основными техниками и методами интеллектуальной работы (анализ, интерпретация, критика, исследование, проектирование, программирование и т.д.), ориентироваться в существующих знаниях теоретических и эмпирических (быть способным к поиску нового), иметь представления о мире деятельности или практики, освоить работу с собственной индивидуальностью (самоопределение, работа с ценностями, целями и т.д.) и освоить практику коммуникации. Университет, к которому мы стремимся, базируется на новой предметно-дисциплинарной организации образования, в которую включены, прежде всего, методологическая и «инструментальная» подготовка и развитие способностей самоопределения в широком кругу идейных, ценностных и деятельностных направлений.
В-третьих, ориентируясь не на профессиональную подготовку, а на образование людей (поколений), способных организовывать мышление и деятельность, во главу угла ставится самоопределение студента и движение по индивидуальной образовательной и карьерной траектории. В образовательных технологиях акцент делается на разнообразии форм взаимодействия студентов и академического сообщества университета, которое составляет условие и возможности самоопределения в будущей деятельности.
В-четвертых, университет открыт общественной практике и политике. Они являются, с одной стороны, источником постановки проблем, требующих проработки и решения, а, с другой стороны, местами предъявления позиции и наработок университета, средством, которым университет включается в становление и развитие Беларуси и нации. Кроме того, публичное пространство является одним из важных пространств для работы по самоопределению для будущей национальной элиты.
2. Развитие Летучего университета в ближайшее время (предстоящий «учебный год») должно сосредотачиваться на решении следующего круга задач:
- продолжение «втягивания» в пространство Летучего университета слушателей и представителей академического сообщества, с тем чтобы продолжалось освоение, присвоение и развитие предлагаемых идей, норм, этоса и задач университета в стране.
- дифференциация системы мест и форм жизни и деятельности в университете, которые в целостности позволяют собирать «мышление» и развивать такой тип (технологию) образования, который адекватен задаче формирования национальной элиты
- запуск процессов, обеспечивающих задачи сборки целостности университета, как для академического сообщества, так и для слушателей и студентов: самоопределения и движения в образовательной и карьерной траектории и взаимосвязи между различными режимами и видами работ академического сообщества.
3. В рамках дифференциации и усложнения структуры мест в Летучем университете предлагается следующий комплекс топов (здесь заданный с точки зрения образовательного процесса):
Базовые курсы вводят в основы, методы современной организации мышления и деятельности. Создают фундамент, на котором может строиться дальнейшая работа с любыми видами знаний, с разного рода объектами и организованностями. Системный подход, философия как практика мышления, логика, математика, организация исследования, проектирование и программирование деятельности - инструменты организации мышления и деятельности.
Вводные тематические, предметные курсы выступают местом и возможностью для применения базовых методов, задают возможность ориентации в актуальных темах и проблемах (прежде всего тех, что развиваются беларусскими исследователями и интеллектуалами). Через эти курсы дается введение в общий интеллектуальный и гуманитарный контекст Беларуси. Дальнейшее освоение данных тем или предметных областей строится слушателем либо самостоятельно (при консультировании с преподавателем), либо через вовлечение в исследовательскую, разработческую или практическую деятельность «преподавателя».
Мастерские, «школы» (научные, практические) - специально организованные пространства «вовлечения» в осуществляемую в Беларуси интеллектуальную или гуманитарную практику. Через них, с одной стороны, происходит погружение и освоение практики со всем комплексом онтологий, методов, а также этоса и прагматики. С другой стороны, через школы происходит развитие самой практики: реализация, трансляция и рефлексия. Самоопределение в рамках «школ» и по отношению к «мастерам» дает содержательные основания для выстраивания собственной образовательной и карьерной траектории.
Семинары, дискуссионные клубы. Пространства сборки, проверки и критики всех накопленных в иных университетских форматах знаний, навыков, установок и т.д.. Здесь могут прорабатываться отдельные темы и проблемы, сталкиваться подходы, дисциплины и позиции, представляемые как слушателями, так и академическим сообществом.
К комплексу образовательных форматов добавляется ряд публичных событий, организуемых университетом, которые выступают условиями и обстоятельствами содержательного, прагматического и деятельностного самоопределения, а также формами публичного предъявления позиций и коммуникации, прежде всего, с культурными, общественными и политическими субъектами. Среди них:
Серия публичных лекций «Городу и миру», где будет продолжено представление интеллектуальных, общественных и культурных лидеров и тех идей и проблем, которые они готовы предъявить городу и миру как значимые проблемы развития Беларуси и ее культуры.
Серия публичных дискуссий по актуальным темам и проблемам развития страны («по Гамбургскому счету»), в которых будут представляться альтернативные позиции и деятельностные программы, в постановке и решении данных проблем. К дискуссиям будут привлекаться реальные социальные, культурные и политические субъекты, чья практика связана с этими проблемами.
Комплекс исследовательских и программно-проектных разработок пока будет воплощаться в рамках докторанской программы и через возникающие исследовательские проекты, которые могут быть предложены для участия и слушателям, и представителям академического сообщества.
4. «Сборка» всех имеющихся возможностей Летучего университета - осуществляется через индивидуальное и коллективное самоопределение в предложенной топике мест и процессов, а также через создание некоего общего дискурса, проблемного поля Беларуси, топа задач и вызовов, к которым каждый субъект (индивидуально или коллективно) выстраивает свое место, свои задачи и свои траектории движения. Ряд описанных выше форматов уже задает места для такого рада «общей работы» - публичные лекции и дискуссии. Помимо этого, необходимо создание еще ряда специальных ситуаций. Так в ближайшем году планируется проведение университетской конференции, основная задача которой состоит в том, чтобы согласовать общее видение приоритетных направлений в развитии мышления и образования Беларуси. Такая конференция должна стать регулярным форматом коллективной работы.
Для самоопределения и создания такого дискурса важное значение имеет разделяемость общей идеи и замысла университета. В этом ключе будет продолжена линия на развитие университетского сообщества и дальнейшую разработку идеи и замысла Летучего университета.
Click to view
Здесь можно найти тезисы и видео других выступающих
http://distance.fly-uni.org/course/view.php?id=73