Тайны производства фарфора. Экскурсия на Императорский Фарфоровый Завод

Nov 20, 2015 11:36

Императорскому Фарфоровому Заводу - 270 лет.
Сейчас здесь, на пр. Обуховской обороны 151, производится примерно 2 млн изделий в год.
Чтобы были понятны масштабы - сервиз считается одним изделием, кофейная пара - тоже одним.

Сегодня в ассортименте ИФЗ около 4000 тысяч наименований изделий по форме и росписи: предметы из твердого и тонкостенного костяного фарфора, сервизы и памятные сувениры, вазы, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные пласты для оформления интерьера, а также музейные реплики.

Мне удалось заглянуть на производство и увидеть, каким же образом из странной жидкой массы получаются красивейшие изделия.



Заходим. Тут на первом этаже, кстати, находятся огромный магазин ИФЗ и салон, а выше - филиал Эрмитажа - музей фарфора. Так что рекомендую сюда приехать.



Проходим на производство.
Вот тут, например, полки с гипсовыми формами.



В мастерских создаются шедевры. На вот такие тарелки уходит до 15 рабочих дней.






Мы стали свидетелями того, каким образом создается знаменитый на весь мир узор - кобальтовая сетка. Этот декор - фирменный знак ИФЗ.
Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич. Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой. В 1958 году «Кобальтовая сетка» - простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда - за узор и форму сервиз получил золотую медаль.



Есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России.

Другие версии говорят о том, что идея возникла во времена блокады, а линии кобальтовой сетки напоминают перекрещенные лучи прожекторов, светящих в небо, или кресты на стеклах домов...

Кобальтовый узор изначально черный, а в печи становится синим.
За рабочий день производится роспись около 100 изделий одним человеком.



Вообще, фарфор был придуман еще в VI веке китайцами, но каждая нация держит в тайне секрет производства своего фарфора. На ИФЗ формула создания 1,5 миллиметрового костяного фарфора также не разглашается. Ингредиенты не секрет, секрет - их пропорция.
Название "Костяной фарфор" буквальное. Одним из ингредиентов являются перемолотые в пыль кости животных.



Немного интерьеров.









Нам показали основные стадии производства.
Вначале изготавливается жидкая фарфоровая смесь - шликер. Далее она заливается в гипсовую форму для отливки. Шликер оседает на стенках, в итоге получается полая фигурка. Чем дольше держать массу в форме, тем тоще будут стенки изделия.



Сложные фигурки являются составными. Потом их части склеиваются между собой.



Фигурка достается из формы.



В центре фотографии можно увидеть вазу, частью которой будет эта фигурка.






Рабочее место.



Если необходимо, изделие глазируют.



Идем в мастерскую, где изделия расписывают.






Нечто малиновое на фигурках - силикон, который используется для того, чтобы при раскрашивании не были затронуты ненужные зоны.



Очень мне эти фигурки понравились.









Почти всё как в обычном офисе :)



Бракованные мамонты.
На вопрос, можно ли забрать брак, ответили что, к сожалению, нет. Брак отправляется потом на вторичную переработку.



Печка.
Тут она маленькая. В другом цехе используются огромные тоннельные печи длиной 30 метров. К сожалению, туда экскурсии не водят...



А в завершении экскурсии я зашла еще в магазин, что на первом этаже полюбоваться красотой.
























Отдельно - салон.



Ну, и музейные кассы.
В сам музей, который представляет собой три зала, я в этот раз решила не ходить. Потом как-нибудь :)


музей, репортаж

Previous post Next post
Up