Балет Бориса Эйфмана "Реквием", Александринский театр

Mar 27, 2015 16:51

Для меня балет - это всегда чудо.
Спасибо родителям, благодаря которым в детстве я просмотрела всю балетную классику в Мариинке, и научилась понимать и воспринимать язык тела, как проявление человеческой души. Мне кажется, что пластика и хореография зачастую могут рассказать гораздо больше, чем самые осмысленные слова.

И если попробовать дать короткое резюме балету Бориса Эйфмана "Реквием", который мне посчастливилось посмотреть несколько дней назад, то кроме восторженных эпитетов на ум ничего не приходит. Это "драматический" спектакль в максимальном его понимании. Когда мурашки по всему телу на протяжении всего акта, когда забываешь дышать, когда кажется, что вот сейчас безмолвный танец на сцене прервется пронзительным криком...



Сложно переоценить драматизм голодных блокадных дней, репрессий конца 30-х годов, боль, внутренний надлом, отчаяние и трагедию человека того времени, который боролся и продолжал надеяться и жить, несмотря на одиночество и окружающую его смерть и предательства.
Тоненькие, практически невесомые силуэты женщин в длинных, струящихся по телу, платьях, фигуры мужчин - которые воспринимаются не столько как живые конкретные люди, а как собирательные образы...
Первый акт - короткий, всего 40 минут, и он проходит на одном дыхании. Кажется, что набрав воздуха в легкие после того, как погас свет, перестаешь дышать... В этом акте мы видим реальную историю судьбы конкретных людей в конкретную эпоху.
Второй акт - "философское размышление", тесно переплетенное как с историей из первого акта, так и в общем с темой смерти и возрождения.



У меня пятый ряд партера, самое центральное место.
Мне слышно, как прерывисто дышат танцоры и шелестят струящиеся одежды, а лицо чувствует потоки воздуха от стремительного танца боли и надежды, который, кажется, происходит вопреки всем возможностям человеческого тела.



В какие-то моменты начинает казаться, что происходящее на сцене абсолютно сюрреалистично, а ты то погружаешься в преисподнюю, то оказываешься на небесах, где тебе даруется надежда на будущее. Декорации минималистичны, но как здесь играет свет! Кажется, что здесь свет - отдельный актер, едва ли не самый главный. Свет рождает образы, дополняет происходящее, создает мистичность и сумасшествие.

Свет может быть черным, и зритель видит силуэты скелетов в черных плащах, уводящих героя в темноту.
Свет может быть красным, и вот уже на сцене образы революции, строящейся советской страны, авангардизма...
Яркий контровый, - и тоненькие темные фигуры, ломаной походкой уходят в льющийся нескончаемым потоком белый свет счастливого будущего...












Знаете, практически нереально описывать словами возникающие на сцене образы, которые отдаются гулким эхом где-то на подсознании, и вызывают покалывания в кончиках пальцев...
Это не просто современный балет, это - Эйфман.






============================================
Ну, и небольшое отступление про взгляд со стороны.
Партер и все пять ярусов огромного Александринского театра забиты битком, но он не смог вместить всех желающих. Люди стояли вдоль стен и внимали происходящему. Партер поражал свой разношерстностью - здесь были и дамы в бриллиантах и платьях в пол, и индивиды в джинсах и вытянутых свитерах. Возраст зрителей очень разный, но все-таки от 30-35 и до 60-и.
Почему-то многие, когда видят нечто подобное, начинают считать это раскрученной попсой, а вот, мол, "настоящее"-то искусство - в загоне. Оставлю это на их совести. Если люди пришли вечером в один из главных театров города посмотреть на высочайшего уровня постановку балета, а не смотрят сериал по ящику, значит, общество развивается, и не все потеряно в нашей стране.






Отдельно хочу отметить поименно игру солистов:
Акт I: Мать (Анна Ахматова) - Анжела Прохорова, сын - Эльдар Янгиров, муж - Игорь Субботин, жена - Екатерина Одаренко.
Акт II: Мать - Нина Змиевец, юноша - Леонид Леонтьев, мужчина - Олег Габышев, старик - Олег Марков.
А про историю создания балета "Реквием" можно прочесть ЗДЕСЬ.
А здесь мой отчет про поход на балет Бориса Эйфмана "UP&DOWN".

театр, рецензии

Previous post Next post
Up