Если вам перешла дорогу бабка с ведром урана, это к обогащению

Dec 15, 2014 10:20

Я поняла, что мне абсолютно бессмысленно сейчас читать учебники физики, химии и иную научную литературу на предмет радиоизотопов, обогащенного урана, радиоактивного распада и чего-то подобного. Интересно, конечно, но тогда повествование превратится в унылую лекцию и растянется на пару томов. Тем более, переварить всю эту информацию одномоментно невозможно, если до сего дня вы мало разбирались в текущей проблематике. Это я вам авторитетно заявляю, как человек, у которого после 4-х с лишнем часов брожения по внутренностям Кольской АЭС, голова была готова расколоться пополам от обилия технической информации с глубоким уклоном в физику ядер.

Посещение Кольской АЭС - мероприятие для меня уникальное, во-первых, по причине того, что КАЭС - у меня первая атомная станция (ой, краснею), а, во-вторых, все происходящее на "объекте" для меня сродни таинству и волшебству, так как природа величайших открытий и технологий, на базе которых это все основано, столь же непонятна, сколь мощна и неотвратима.

Поездка на КАЭС была целиком и полностью организована Ленинградской атомной электростанцией, и по словам представителей ЛАЭС должна была состояться еще летом, но по ряду причин откладывалась. В итоге, за Полярным кругом мы оказались в самом начале зимы - прекрасное время полярных ночей :)

КАЭС находится в нескольких километрах от города Полярные Зори, что в 200 км от Мурманска. Собственно, из Мурманска мы выехали в начале 8-го утра, и в начале 11-го уже были в Зорях. Про Учебно-реабилитационный центр, где мы провели около часа в ожидании представителей КАЭС, я расскажу отдельно - там тоже есть что посмотреть.

Что же происходит перед тем, как группа "туристов" попадает на закрытый объект подобной стратегической важности? Разумеется, инструктаж: где снимать, где не снимать, как ходить, куда ходить и что вообще делать. Перед КПП - самый первый забор-периметр с колючей проволокой наш автобус остановился, всех попросили достать паспорта, и строго настрого запретили фотографировать. Пока один охранник внимательно сверял каждую цифру паспорта всех 12 человек с предоставленными списками, другой зорко следил за каждым. Кажется, улыбка никогда не посещала эти серьезные лица.

Первая проверка была пройдена, и мы проехали КПП. Лесочек-лесочек-лесочек, и вот мы подъехали к зданию КАЭС. Снимать на улице строжайше запрещено с целью того, что в кадр не должен попасть защищенный периметр объекта. Скажу, что здания энергоблоков защищают еще два высоких забора с колючками.

Заходим внутрь. Тут "рецепшена" пока нет - идем в офисный блок, где опять-таки инструктаж.

Потом - на обед в местную столовку. Обед меня поразил - огромный выбор блюд, включая кучу плюшек. Ценников на еде не заметила - говорят, выдают специальные карточки, на которые все и отовариваются. В столовой замечен персонал разного уровня - как в спецовках, так и пиджачного типа. Камеры и телефоны в столовку брать также почему-то запретили, так что тег #мирдолжензнатьчтояем с КАЭС остался девственно пуст.

Так, внезапно получилось много текста. Разбавлю, пожалуй, фотографией, наконец.
Фотографию для заглавной выбрала самую идиотическую - странные танцы на фоне купола ядерного реактора второго энергоблока КАЭС. Хотя, с моим видом в белом халате и каске набекрень у меня тут все такие. А за фото огромная благодарность akozmin_7.



Итак, все забрали каски, увешались техникой - и вперед на КПП.
На КПП снимать также нельзя, поэтому будет опять много текста, как все устроено. Представьте себе кабинку, которая закрывается с двух сторон, по площади - такой трехместный лифт. Чтобы попасть внутрь, сотрудник прикладывает свой магнитный пропуск и проходит внутрь кабинки. Двери за ним сразу же закрываются и запираются. Сотрудник вводит свой персональный код (похоже на то, как вводишь код кредитки в магазине), потом контроль по отпечатку пальца, и если вы опознаны, как сотрудник станции - дверь откроется с обратной стороны, можно проходить. Для нас была крайняя кабинка, где в окошке сидел живой человек, который проверял соответствие лица на паспорте с оригиналом. На выходе с КПП два человека с автоматами проверяют всю технику на предмет соответствия серийных номеров с предоставленными списками. Проход всей нашей группы занял минут 20.

Но, наконец, все, прошли. Ура, идем дальше.
Начинаем с так называемой "чистой зоны", здесь не нужно переодеваться, но нужно надеть каску и воткнуть в уши беруши. Мы идем в машинный зал. Здесь установлены турбины, на которые поступает нагретый пар. Пар приводит в движение связанный с валом турбины генератор, вырабатывающий электроэнергию. После чего электроэнергия через трансформаторы передается в сеть. А длина машинного зала более полукилометра - 520 метров.
И снова спасибо akozmin_7 за фото. Я тут с очень серьезным лицом пытаюсь снимать на gopro :)



Ну, и вот то, что получилось.









После турбинного зала нужно идти в ЗКД - зону контролируемого доступа. Но вначале эпопея с раздеванием. Раздеваемся до белья, получаем стерильные штаны, нательные рубахи, верхние рубахи, носки, боты и шапочку, и становимся похожими то ли на медсестер, то ли на пекарей. Образ довершают синяя каска и дозиметр.

Часы, кольца и серьги рекомендуют снять. В случае, если прибор на выходе покажет заражение, украшения придется оставить. Но, похоже, что такие случаи или крайне редки, или вообще не случались - местные сотрудницы золото с пальцев и из ушей не вытаскивают.

Наша группа в "полосатых купальниках" в энергоблоке.



Купол реактора.






В переходах между залами пункты радиационного контроля. Все чисты, дозиметры по нулям, и мы идем дальше на щит управления комплексом по переработке жидких радиоактивных отходов - КП ЖРО.
Здесь нам экскурсию проводит начальник цеха по обращению с радиоактивными отходами - Слава Ренатович Авезниязов.






В этом шкафу мануал...






Основная задача, которая в полной мере реализуется на КАЭС - это уменьшение объемов радиоактивных отходов в 70-90 раз. На выходе после переработки остается безвредная соль, похожая на полимер зеленоватого цвета, которую грузят в 200-литровые бочки.
Ее можно трогать - отходы очищены от радионуклидов.

КП ЖРО - комплекс переработки жидких радиоактивных отходов Кольской АЭС - объект поистине уникальный, т.к. это единственная станция в мире, где налажена переработка жидких радиоактивных отходов.

Если вдруг кому интересны подробности, то вот в этой статье расписывается про разработку технологии по переработке ЖРО на КАЭС.












А в этой бочке уже что-то радиоактивное.



Собственно, в этом зале, похожем на футбольное поле и хранятся бочки с отходами.



Наша группа на фоне этих самых бочек.



У стенки стоит аппарат дозиметрического контроля, который при выходе из зала утилизации ЖРО, прошли не все... Тут мы едва не потеряли организатора нашего тура, сотрудника ЛАЭС - Светлану Афанасьеву. Аппарат никак не мог найти руки Светы :) Оказалось, дозиметр некорректно среагировал на наличие колец на руках. Надо было их все-таки сдать :)



А дозиметр по прежнему на нуле...



На выходе из зоны все аппараты помещаются вот в такой агрегат - мы его прозвали микроволновкой, где проходят проверку на чистоту. Вытаскивают наши камеры уже с другой стороны. А мы тем временем идем на этаж вниз, где проверку проходим сами и переодеваемся.






Не забыть!
Кстати, дозиметры у сотрудников тут персональные накопительные. Если кто-то вдруг перебрал разрешенную дозу, то его просто не допустят к работе какое-то время.



Следующий этап экскурсии - учебный центр. Пока мы тут немного отдыхаем.



В холле учебного центра можно посмотреть на атомную станцию в разрезе.



И реактор.



Блочный щит управления в учебном центре - точная копия настоящего, к которому нас почему-то не пустили...



Здесь проходят подготовку, переподготовку и аттестацию операторы БЩУ, тренируя штатные и внештатные ситуации.












люди жж, я, Мурманск, репортаж

Previous post Next post
Up