В первом классе немецкой начальной школы оценок не ставят. Родителям в конце года выдают словесную письменную характеристику ребенка с развернутым описанием его достижений и проблем, возникших в ходе учебного года. Характеристику обещали выдать очень подробную, но на самом деле мы получили на руки 1,5 странички полустандартизированного текста без какой-то особой конкретики, а некоторые вещи так вообще словно с потолка взяли. Со второго же класса детям начинают ставить оценки и тут уже все гораздо интереснее.
Оцениваются дети по 15ти бальной системе, 13-15 баллов соответствуют бывшей немецкой оценке 1, т.е. очень хорошо, 9-12 баллов - 2 "хорошо" и т.д. до 0 и абсолютно плохо. Домашние задания учителем редко проверяются и не оцениваются, чаще всего дети проверяют их все вместе на уроке или учитель проходится по рядам и бегло просматривает, кто что и как дома сделал. Оценки дети получают за тесты и контрольные работы. Обычно это заранее напечатанные задания, где тут же на полях рядом есть пометки для учителя и критерии оценки - сколько баллов максимально можно набрать за задание и сколько баллов снимаются за ошибки. С математикой в этом плане легче всего, с другими же предметами, где задания могут иметь более творческий характер, приходится полагаться на объективность и компетентность учителя, что, конечно, имеет определенный риск "человеческого фактора".
А сейчас самое интересное. Об этом нам заранее не говорили и это стало для меня сюрпризом, когда дочка принесла домой контрольную работу по математике с максимально возможным количеством баллов и оценкой отлично, а рядом под этой оценкой стояла приписка "оценка за активность на уроке - удовлетворительно". Вот тут я очень удивилась. Об этой оценке я уже писала частично в прошлом посте. Оказывается, учитель оценивает работу ребенка на уроке и потом прибавляет эту оценку к оценке за знания, усвоенные по предмету и вычисляет среднюю арифметическую. Т.е. если вы получаете отлично по предмету, но не любите лишнего внимания, стеснительны и не тянете руку на уроке, то за активность вам поставят удовлетворительно, значит в конце концов средняя арифметическая по предмету будет хорошо, так же, как и у ученика, чьи знания по предмету оцениваются в удовлетворительно, но который более бойкий и не стеснительный по натуре и часто поднимает на уроке руку. Ну или же этот ученик просто более симпатичен учителю, чем вы)) Данная оценка сугубо объективна, нет четких критериев и предписаний, как конкретно стоит оценивать ученика за активность по крайней мере в нашей школе от учителя я ничего не добилась кроме слов, что ребенок должен активно руку поднимать на уроке. Например, мой муж рассказал, что когда он учился в детстве в этой же начальной школе ему тоже всегда ставили "удовлетворительно" за активность на уроке, т.к. он был слишком активным и его уровень знаний был выше, чем у одноклассников, таким образом, по мнению учителя, своими активными ответами он мешал учебному процессу ну или просто ставил учителя в неудобное положение перед классом, задавая ему вопросы, на ответ на которые у учителя не хватало компетенции
Порывшись в Инетрнете я нашла следующие критерии оценки активности на уроке на сайте одной из немецких гимназий: прилежание, готовность учиться, тщательность, выносливость, внимательность, готовность следовать указаниям учителя на уроке, инициативность, поведение при работе в группе, и, самое главное, в данную оценку нельзя включать оценку уровня знаний ребенка по предмету.
На многих немецких форумах ученики жалуются на субъективность и несправедливость этой оценки и на то, что она им портит весь уровень достижений по предмету. Я бы еще могла понять, если бы данная оценка шла отдельно в табель - с натяжкой как оценка социальных навыков и навыков получения и обработки информации, но система такова, что данная оценка включается в оценку по предмету, плюс ее отдельно дает каждый учитель по своему предмету классному руководителю и тот вычисляет среднюю арифметическую и еще раз заносит ее уже отдельным пунктом в аттестат. Таким образом, эта оценка дважды зачисляется в конечный результат и по ходу играет гораздо более важную роль, чем практические и теоретические знания, полученные ребенком в школе. Тут, простите, у меня начинает болеть голова, наверно, я не человек, а робот, т.к. когда я вижу такой парадокс, абсолютную нелогичность, то какие-то проводники в мозгу у меня тут же перегорают. Зачем учиться и получать знания, если в итоге ты можешь получить высокую оценку просто так, только потому, что тянешь руку на уроке?! Если бы только нашелся человек, способный мне объяснить, на кой хрен нужна оценка за активность на уроке!
В целом балловой системой я довольна, если бы убрать из нее вышеупомянутую оценку за активность, то система была бы гораздо более объективная и справедливая, т.к. нельзя ставить в вину ребенку его спокойный темперамент и застенчивость или отсутствие доверия к учителю, без которого, конечно, активная работа на уроке невозможна.