Оригинал взят у
asosninв
Кахетия: Сигнахи и Мирзаани"Боже мой, Тициан! У вас в Имерети даже буйволы какие-то легкомысленные, разве у нас в Кахети такие буйволы?" - шутливо выговаривала поэту-имеретину Тициану Табидзе его жена-кахетинка. Действительно, если извне Грузия кажется просто Грузией, то для жителя этой страны есть большие различия между областями страны и их жителями. Кахетия - восточная область Грузии, кахетинцы - немногословные, трудолюбивые, гостеприимные люди (что не мешает жителям западной Грузии складывать про них разнообразные анекдоты).
Сигнахи - городок в Кахетии.
Городок этот небольшой; в нем проживают порядка двух тысяч человек. Об истории этого построенного в горах города известно мало. Он был основан в XVIII веке рядом с крепостью, возведенной для защиты от лезгинов. До последнего времени Сигнахи оставался малозаметным городком на карте Грузии.
В 2007 году Сигнахи начали приводить в порядок. Точнее, серьезно реконструировать - с сохранением исторической планировки и застройки. Получился довольно интересный городок в итальянском стиле, и с грузинским колоритом.
Центр города совсем небольшой; его можно обойти пешком минут за пятнадцать. Улицы чуть в сторону от центра пока не приведены в порядок, но они тоже приятны для прогулок.
Из некоторых точек города открывается вид на Алазанскую долину. Но еще лучший вид на Алазанскую долину - со стен крепости, где мы побываем чуть позже.
Собор Святого Стефана, построенный на месте древней базилики, сам тоже очень древний. Он неоднократно перестраивался, и принял современный вид в XVI веке.
Сигнахская крепость хорошо сохранилась. Она состоит из двадцати восьми башен, и чем-то напоминает Великую Китайскую стену.
С крепостных стен и башен (на которые можно забраться) открывается вид на Алазанскую долину.
В ресторанчике у подножья одной из башен можно попробовать разные грузинские блюда, например, ароматный чакапули (
рецепт есть у Алины). Чакапули едят, макая лаваш в его соус (и, конечно, очень неплохо это делать под чачу, что и было сделано).
В Грузии безусловно стоит уделить внимание дегустации разных блюд национальной кухни. У меня, к сожалению, на это было очень мало времени; этот раз был второй и последний, да и не люблю я терять время на перекусы. Но все же - национальная кухня Грузии стоит того, чтобы не обойти ее стороной.
В Бодбе, что в двух километрах от Сигнахи, находится женский монастырь Святой Нины, в котором покоятся мощи этой почитаемой в Грузии святой.
Рассказывая про Армению, я писал о том, что другой ныне почитаемый святой, Трдат, после того как сжег заживо девушку Рипсимэ, приказал забросать камнями до смерти тридцать пять сестер-инокинь, что и было выполнено. Так вот одна из них, Нина, смогла убежать, попала в Грузию, и путем проповеди обратила эту страну в христианство (так гласит легенда). Исторические исследования показывают, что это была действительно незаурядная женщина, во многом (как это часто бывает) не понятая современниками.
Монастырь благоустроен; в нем содержится приют для девочек.
Бодбийский Георгиевский собор - третий по счету храм, построенный на могиле святой Нины. Первый храм был деревянным; он сгорел в V веке и был заменен на каменный. Через несколько веков каменная церковь была разрушена земелетрясением, и на ее месте в XI веке построили тот храм, который сохранился до наших дней. Внутри - могила святой Нины.
Рядом строится новая большая церковь.
Монастырь расположен на горе, а у ее подножья на святом источнике устроена купальня, к которой ведет крутая лестиница от монастыря.
В нескольких километрах от этих мест расположено село Мирзаани - родина художника Нико Пиросманашвили (Пиросмани). Я и поехал в Грузию потому, что хотел побывать на родине художника.
Пиросмани родился в Мирзаани, как предполагается, в 1862 году. Он рано осиротел, и переехал в Тифлис, где воспитывался в семье тифлисских армян Калантаровых. Практически всю жизнь художник прожил в Тифлисе (Тбилиси), но несколько раз по разным поводам он приезжал в родное село. Весной 1898 года Пиросмани приехал в Мирзаани, чтобы построить дом для сестры Пепуцы. По тем временам и по местным меркам дом получился довольно солидным, с редкой для этих мест железной крышей (Пиросмани привез кровельное железо из Тифлиса). Дом сохранился до наших дней, теперь в нем мемориальный музей. В нем, помимо прочего, сохранился один из подарков художника сестре - швейная машинка, находящаяся в рабочем сосотянии и сейчас.
Дом состоит из одной комнаты и веранды. Сам художник в нем не жил. Известно, что во время празднования окончания строительства Пиросмани, походя, не оставляя гостей, написал четыре картины. Скорость письма отличала Нико на протяжении всей жизни.
Рядом с домом сестры Пиросмани построен мемориальный музей. В нем выставлены работы грузинских художников.
Биография Пиросмани малоизучена; да и вряд ли мы узнаем о нем что-то больше, чем знаем сейчас. Духанный художник, он работал в основном в тифлисских полуподвальных духанах, делая для них картины и вывески, расписывая стены и окна. Сохранилась лишь малая часть его картин, да и фотографий самого художника известно всего две: одна сделана в молодости, вторая - в пятидесятилетнем возрасте. Впрочем, есть еще и третья, групповая фотография, на которой с высокой долей вероятности, изображен Пиросмани.
"Жираф"... Что-то сильное есть в его человеческих глазах. "Люблю рисовать животных - это друзья моего сердца", - однажды сказал художник. Рисунки животных называют духовными автопортретами Пиросмани.
Картины Пиросмани не несут в себе фотографической точности, но они очень точно передают ощущение Грузии и ее людей; для меня это стало понятно, когда я побывал в этой стране.
"Портрет актрисы Маргариты". С легкой руки Константина Паустовского любовь Пиросмани к заезжей актрисе стала частью легенды. Песня "Миллион алых роз" про художника, продавшего картины и дом, чтобы купить море цветов для любимой актрисы - о Пиросмани. Но скорее всего это просто легенда. У Пиросмани не было дома, который он мог бы продать: он жил где придется, и часто, закончив очередную картину, ночевал на лавке в духане. Предполагается, что портрет актрисы Маргариты художник писал с открытки, а с ней не был лично знаком, и тем более не дарил ей цветов.
Впрочем, Паустовский и не скрывал художественности своего рассказа.
"Миллионер бездетный и женщина с детьми" - картина с потрясающим философским смыслом, в которой художник предлагает нам подумать о противоречивости жизни - без каких-либо выводов и избитых истин. Одно из моих любимых произведений Пиросманашвили.
"Тифлисский фуникулер" - на первый взгляд очень упрощенно-схематичная картина. Но стоит побывать в Тбилиси, чтобы понять, насколько здесь точно переданы и вид, и атмосфера.
Безымянный "Дворник"... А на самом деле - неизвестный нам вполне конкретный человек.
Есть данные о том, что существовал автопортрет Пиросмани. К сожалению, он до нас не дошел. Но на картине "Семейный пикник", как предполагают, художник изобразил и себя (в профиль, с рыбой). Пиросмани действительно был дружен с духанщиком Бего Яскиевым, изображенным на картине, и не раз принимал участие в его застольях.
Интересен взгяд Пиросмани на разные места Грузии, например, Батуми (о котором - следующий рассказ).
Пиросмани умер в 1918 году в полной нищете в одном из тбилисских подвалов (точнее, его успели привезти в больницу, но он не дожил до появления дежурного врача). Неизвестно даже, где находится его могила.
Такое бывает, когда известность к человеку искусства приходит после его смерти. Но к Пиросмани определенная известность за пределами Тбилиси пришла еще при жизни. Его картины выставлялись на выставках; вокруг них велись яростные споры. Но удивительно: сам Пиросмани, в то время еще живой и продолжавший писать, существовал как бы параллельно этой известности; его личность практически никого, кроме духанщиков, заказывавших ему картины, не интересовала. Правда, Грузинское художественное общество иногда выделяло художнику материальную помощь, которую он стеснялся брать. "Я куплю на них краски, напишу картину и преподнесу ее вам", - с такими словами он принял деньги после собрания общества в 1912 году. В другой раз Пиросмани вообще отказался брать деньги, которые предлагали ему художники.
Незадолго до смерти Пиросмани говорил зашедшему к нему художнику Ладо Гудиашвили: "Я работаю только на заказ. Живу бедно. Иногда меня обманывают, не платят. Безбожно ведут себя, друг мой. Ведь я и так работаю дешево. А иногда надо для себя что-то купить".
Большую часть своих картин Пиросмани написал просто за еду в духане.
О Пиросмани я могу говорить и писать много, но, пожалуй, уже достаточно. Последний мой рассказ о Грузии будет посвящен городу Батуми.