Оригинал взят у
dima_pashchenko в
Трагедия на грузинско-российской границе или я почти кавказский пленник.Мое
велосипедное путешествие близилось к своем логическом завершению. До России оставался всего один шаг - 20-го августа мне надо было всего лишь забраться на Большой Кавказский хребет в районе горы Казбек и 21-го утром я хотел спуститься вниз, попрощаться с Грузией, обнять указатель "Россия", приехать во Владикавказ и понять, что за лето я проехал больше 7500 км на велосипеде. Но одно дело планы, другое дело - реальность.
То, что произошло в ночь в 20-го на 21-е августа кроме как фразой "полный писец" назвать нельзя. Ночью тряслись горы, плыли машины, краны и ... бетонные заводы. Ночью Терек из небольшой горной речки превратился всего за несколько минут в огромный поток грязи и валунов. Буквально в нескольких сот метрах от места моей ночевки сошел сель с гор. Объем грунта и камней, которые сель принес в Дарьяльское ущелье (там течет Терек и проходит Военно-Грузинская дорога), по предварительным оценкам составил около 6 миллионов кубометров. Для справки, КАМаз дров с прицепом - это примерно 6 кубических метров, а тут в миллион раз больше. Вот про это ЧП я сейчас и расскажу... Все происходило перед моими глазами: плывущие машины, бетонные заводы, обрушение дороги, поток камней в 50 метрах от меня. Впервые за 51 день
Похода выходного лета мне было страшно. Когда
стреляли ночью из автоматов около меня в Курдистане, я говорил сам себе: "Стреляют!? Прикольно! Диман, давай дальше спать". А тут я действительно испугался.
Начну немного издалека. Утром 20-го августа я стартовал из Тбилиси. По планам я хотел забраться на перевал и заночевать где-нибудь в районе горы Казбек, а утром 21-го утром спуститься вниз. Ехалось в этот день очень бодренько и я как-то очень быстро забрался на высоту 2400. До границы оставалось всего километров 35. Я подумал: "Наверное сегодня пересеку границу!" и поехал вниз. Вроде бы вниз должно ехаться проще, но выходило наоборот. Встречный холодный ветер выдувал всю душу. Около городка Степанцминда я увидел как ущелье заполняют облака. Красиво, но немного нехорошо, т.к. это означает, что скоро будет дождь.
Холодно было настолько, что я впервые после Прибалтики одел на себя гамаши и термобелье. Принял решение заночевать в Степанцминде. Первый гест-хаус - 20 евро/кровать, второй - 30 евро/кровать. Цены меня кусали, солнце садилось за горизонт, на улице совсем не вариант ночевать. Я собрался духом, съел хачапури и поехал к границе... грузинско-российской границе. Фоты с той дороги покажу потом. Виды там захватывающие. Кавказ - это лучшее, что я видел в своей жизни.
По навигатору до границы около 2 км оставалось, когда я увидел Дарьяльский монастырь... строящийся монастырь. Смеркалось... Тучи затянули все ущелье наглухо. Подумал так: "Сегодня под монастырем заночую, а завтра утром границу перейду. Благо высота не так сильно холодила, как на перевале, и была вполне комфортная температура для ночлега". Сготовил покушать и лег спать на лавочке около монастыря. Было где около 20:30.
Далее будет все в хронологическом порядке.
21:30. Начинается мелкий дождик и я решаю перебраться под козырек входа в монастырь. Какая никакая, а все-таки крыша. Когда ветер не задувал, то капли дождя на меня почти не падали.
22:00. Дождь из мелкого превратился в офигенный ливень. Я замотался во все три шелтера (большая фольга). которые у меня были и думал про себя: "Скорее бы утро!" Дождь лил все сильнее и сильнее. Прям над моей головой сверкали молнии. Сначала думал, что это Гугл.мэпс фотографирует со вспышкой, но после раскатов грома понял, что это не так.
22:40. Начинает трястись земля. Трясло так, что я думал сейчас на меня свалится этот монастырь. Первое, что пришло на ум - землетрясение. Дождь лил все сильнее и сильнее.
22:45. Раздается несколько страшных взрывов. (Потом я понял, что это селевой поток врезался в гору) Такое ощущение, что из пушки прям под ухом стреляли. Земля затряслась еще сильнее. "Емаааа!" - это единственное, что приходило на ум. Кромешная тьма, ты спросони, голова не соображает, земля трясется, шум от реки такой, что неслышно даже самого себя. Пойди сориентируйся что надо делать.
23:00. Раздается снова несколько взрывов и сыплются искры из здания машинного зала ГЭС, которая рядом расположена. (Это взорвалась расположенная рядом Дарьяльская ГЭС) "Ема, ема, ема!!!" - на ум больше ничего не приходит. После взрывов на ГЭС начинает бежать народ снизу, пешком. Сначала обычные люди, потом военные и таможенники. Звучит сигнал воздушной тревоги или не воздушной, но воет сирена.
23:30. Я сижу по прежнему у входа в монастырь. Страшновато стало, когда под раскат молнии я увидел, как в 50 метрах от меня, там где была дорога, уже текла река с огромными камнями. Под козырек ко мне прибежали какие-то армяне. Как выяснилось позже, они всего несколько минут назад успели пересечь границу, и они мне сказали, что дороги как бы больше нет. Ее смыло.
00:00 (21 августа) Шум от Терека продолжает усиливаться, но дождь прекращается. Армяне уходят искать свой автобус, т.к. там все вещи.
Около 01:00 дождь прекратился. Все это время с только и делал, что смотрел в телефон и ждал утра. Ибо в темноте я вообще не понимал, что происходит вокруг меня. "Война? Потоп? Землетрясение?" - пойди разбери.
05:30. Проснулся по традиции за час до восхода солнца. На небе ни облачка. Вижу краем глаза, что как бы дороги больше нет. "Да ну хер бы с ним" - подумал я, - "сбоку по горе как-нибудь до КПП дойду". Собрал барахло и двинул вниз. Первое, что я увидел - это было вот это.
По краю дороги прошел вниз. Вижу КПП грузинский. Везде горят красные "кирпичи" и только в одном коридоре горит "зеленый грузовик". "Ну все, сейчас там перейду границу вниз и бегом домой" - подумал я. Однако, когда я подошел к самому КПП, то в коридорах, где проезжают машины текла речка, глубиной под метр. В одном из коридоров раскорячило ГАЗельку. Так как было еще очень рано, то никого нигде не было, было такое ощущение, что я один в этом мире остался, а все остальные вымерли. Потом ко мне прибежал какой-то грузин-солдатик и говорит: "Ты чего здесь делаешь!? Беги на верх! Опасность еще не миновала". А я то как бы еще не совсем понимаю, что происходит и что за опасность еще не миновала. Говорю грузину: "Да мне бы как бы в Россию надо!" "Какая Россия? КПП не работает!" - говорит грузин. "А к вечеру откроется?" - я спрашиваю. Грузин говорит: "Да, к вечеру откроется, но только к вечеру 15-го сентября". "Ну и шуточки" - подумал я и пошел на верх к монастырю.
Стало все понятно, когда я встретил какого-то строителя. Он мне рассказал, что ночью сошел сель. Перегородил ущелье, смыл дорогу, бетонный завод для строительства туннеля, разрушил ГЭС и КПП. Грузин сказал, что это очень больше ЧП. В мае у них было подобное происшествие, но тогда разрушений было в два раза меньше.
Строитель мне сказал, что надо ждать военных и полицейских, они будут заниматься эвакуацией. В начале лета всех вывозили в Тбилиси. "Поход продолжается...." - подумал я. Прилетел первый борт МИ-8. Забрал каких-то людей и раненых на носилках, заносили головой вперед. МИ-8 первый раз не смог сесть, ибо все было размыто и он завис в метре над землей. Пилоты, конечно, асы были.
Вертушка привезла военных, полицейских и каких-то СБшников штатском. Военные принялись раздавать народу одеяла, полицейские просто кипешевали и ничего толком не делали, СБшники в штатском стояли с камерами и просто снимали все происходящее. Я же, узнал у строителей и полицейских подробную информацию про эвакуацию, сначала расстроился, что ждать возможно придется и день и два и три, а потом обрадовался тому, что я живой, когда увидел висящие машины на скалах...
Этим еще повезло, люди успели выпрыгнуть из машин. Три машины с армянскими номерами остались где-то погребенные под селем....
Здесь когда-то была дорога. Грузины заранее побеспокоились и повесили табличку с извинениями за неудобство.
Военно-грузинская дорога...
К эпицентру схода селя я пошел не один, а все с тем же грузином-строителем. Он мне сказал, что ночью, когда русло реки было перекрыто селем, вода хлынула в строящийся туннель. 6 рабочих пропали без вести. 4 турка и 2 грузина. На 18:00 (23.08.2014) в районе КПП "Верхний Ларс" уже нашли тела трех рабочих. Хотя официальные грузины говорили изначально только о двух пропавших без вести, реально же их было 6. Вообще, официальные власти Грузии очень жестко фильтрую информацию. Далее я расскажу как они это делают.
Сель метров на пять засыпал Терек. Около места, где было русло реки было много армян и грузин. Разговорился с одним армяном. Он говорит, что пропали три армянские машины. Границу пересекли, а в Степанцминде их нет. Армяне очень переживают.
Коричневый цвет - это все сель.
Сель уничтожал все на своем пути. Около строящегося туннеля был бетонный завод, который река унесла метров на 100 и завод уперся в КПП.
Сейчас уже уровень воды спал. Ночью вода текла там, где сейчас стоят люди.
Когда выглянуло солнце стал появляться народ. У всех шок. Запертыми оказались около 100 человек. Примерно 40 грузин, 40 армян и 20 россиян. Армянам повезло, что они остались живы. Они ехали на автобусе и автобус заглох на КПП.
Общался с народом. Много всяких историй услышал. Ребята из Ростова ехали в Трабзон на машине и получали штампы как раз в момент схода селя. Сначала они говорили, что если бы в Беслане не стояли у памятника 20 минут, то успели бы проскочить, но когда они увидели висящие машины на скалах, они сказали, что эти 20 минут им спасли жизнь.
Один мужик из Перми уже стоял на КПП и ехал в Россию. Жена и дети получили штампы в паспорта, а он не успел. В итоге он без паспорта побежал на верх. Благо его паспорт грузины не потеряли и вручили ему утром, а у большого количества армян, которые ехали на автобусе, пропали паспорта во время паники.
Ближе к обеду стала проясняться ситуация с эвакуацией. Всех, кто укрылся в монастыре, разделили на три группы: грузины, армяне и русские. Грузинам сказали, что их будут вывозить вертолетом. Армян тоже повезут вертолетом, но после того, как армянское правительство заплатит грузинам. Нам, русским, говорили просто: "Ждите!" Особо нетерпеливые грузины шли пешком через сель, т.к. в прошлый раз эвакуация была трое суток.
У нас, у русских, был информационный вакуум. Я уже даже стал присматриваться к вариантам самостоятельной эвакуации. Мне бы только до границы нашей добежать, а там то уж разберемся. Съездил на КПП. Никого там не было. В принципе, один рывок и можно его проскочить сбоку, где воды поменьше и хрен с ним с этим штампом грузинским. Но была проблема, надо было метров 50-70 лезть по скале, т.к. дорогу в том месте смыло. Не знаю, конечно, но дня бы через два ожидания, я бы точно рискнул прорвался бы через грузинский КПП.
Потом мы, русские, собрались в одну кучку. Я народу рассказывал про свое путешествие. Особо нравилось детям. И тут ко мне подходит один грузин в форме и говорит: "А ти што, виласипедист?"
- "Есть маленько" - отвечаю я.
- "А откуда ти?"
- "Из России, из Самары".
- "Эта Куйбышев штоли? А Толю Яркина знаешь (это олимпийский чемпион по шоссе 80-го года)"
- "Дядю Толю? Конечно знаю!"
- "А Колю Петровича знаешь?"
- "А как же!", - и показываю на колеса, - "Он мне их перед походом спицевал".
Грузин тут чуть ли не криком кричит: "Да гиде ти ранше был!? Эта жи маи луччие друзья! Я с ними не один сотню тысяч километров накрутил в молодости!"
Этот грузин оказался главным полицейским, который прилетел на вертолете, и по совместительству он вице-президент федерации велоспорта Грузии.
Он подсуетился и через час нас, русских, военные уже переводили через скалу на обвязках и далее нас погрузили на джип и довезли до границы, где нас встретили наши пограничники.
Перед тем, как получить штампы в паспорт, к каждом подошел человек в штатском и сказал: "Штамп в паспорт и эвакуация, только после форматирования ваших флешек!" Я показал свой телефон и сказал, что у меня сюда больно ничего не поместится. Грузин сказал: "Парень не дури! Давай фотоаппарат". В итоге грузины удалили все фоты и видео последней недели похода. Кое-что я уже восстановил, но с видео проблемы. Файлы битые получаются.
Есть пару видео с транспортировки на джипе по дороге-реке. Надеюсь, удаленные файлы получится восстановить.
На границе с российской стороны было много народу. Люди не верили, что граница закрыта на ближайшие месяц-полтора. До Владикавказа я поехал своим ходом. На каком-то блок-посте меня остановили осетины и сказали: "Откуда?" Я говорю: "Из Грузии!" В итоге со своим рассказом я застрял у них на час))) Они говорят: "Сейчас УАЗик вызовем, тебя во Владикавказ увезут!" Я говорю, что не надо, сам как-нибудь.
Поехал вниз. Кругом полиция и все забито фурами. И тут на одной из заправок я знакомлюсь с коррами ЛайфНьюса. Я для них ценный материал. А мои видео - это вообще эксклюзив. Они меня с велосипедом погрузили в машину и повезли в редакцию, где удалось восстановить некоторые фото. С видеями были проблемы, но Жоржик обещал отправить файлы технарям в Москву, и они их вернут к жизни.
Резюме. Кавказ - сила! Кавказские горы - это лучшее, что я видел в своей жизни.
P.s. по приезду в Самару еще кое-что напишу на тему случившего ЧП.
Не забывайте заглядывать в паблик вконтакте, посвященный Походу:
http://vk.com/onbicycle А про мой велопоход можно почитать вот здесь еще:
1-й день. Самара-Питер. 2-й день. Питер - Нарва (209 км). 3-й день. Добраться бы до Таллина (212 км) 4-й день. Таллин - Латвия (217 км) 5-й день. Добрался до Риги. (105.7 км) 6-й день. Из Риги через Юрмалу на запад Латвии (175 км).
7-й день. Лиепая-Клайпеда-Куршская коса и мои новые друзья (174.9 км) 8-й день. Литва-Россия-Польша или 3 в 1 (186.5 км) 9-й день. Доехать до Гданьска. (133.7 км) 10-й день. Рекорд Гданьск-Шецин за один день (333.3 км) 11-й день. Форсирование Одера и взятие Берлина (163.2 км) 12-й день. Прогулки по Берлину. 13-й день. Берлин-Дрезден или встреча на Эльбе (221 км) 14-й день. Дрезден-Прага и первые горки (171 км) 15-й день. Прогулки по Праге. 16-й день. (209 км). 17-й день. (220 км). 18-й день. Первый день Транс-Альпа (104 км). 19-й день. Второй день Транс-Альпа (109 км). 20-й день. Завершающий аккорд Транс-Альпа (176 км). 21-й день. День делания ничего (0 км). 22-й день. 230 км под водой (229 км). 23-й день. Вдоль Дуная до Вены (209 км). 24-й день. Вена-Братислава (82 км). 25-й день. День делания ничего в Братиславе. 26-й день. Братислава-Марибор. Один день и 4 страны (264 км). 27-й день. В Хорватию с третье попытки (150 км). 28-й день. По следам войны сербов и хорватов (206 км). 29-й день. Здраво, Сербия! (169 км). 30-й день. "На небе Бог, а на земле Россия!" (87 км). 31-й день. День болезни в Белграде (0 км). 32-й день. Восстановление после болезни (155 км). 33-й день. До Сараево и в Сараево (134 км) 34-й день. День плутания в горах (159 км) 35-й день. Вдоль Адриатического моря (187 км). 36-й день. Здравствуй главная Еврожопа (Албания) (138 км) 37-й день. Еду по еврожопе, т.е. Албании (83 км). 38-й день. Bye-bye Albania (140 км) 39-й день. Знакомство с Грецией (241 км) 40-й день. Юбилейный 40-й день (204 км) 41-й день. Приехал в Турцию. Уже совсем скоро будет Стамбул (198 км) 42-й день. Приехал в Стамбул. Финиш!? (220 км) 43-й день. День делания ничего в Стамбуле (0 км) 44-й день. День делания ничего в Стамбуле. Версия 2.0 (0 км) 45-й день. Сутки в автобусе (2000 км) 46-й день. Озеро Ван, курды и печальная лавстори. (122 км)