Танцевальная импровизация через призму процессуальной терапии.

Sep 29, 2011 09:41

небольшая работа, авторство моё))


В начале двадцатого века Айседора Дункан отошла от канонов классической хореографии в сторону импровизации, тем самым привнеся гораздо большую легкость и творчество в балет. Балерина перестала быть инструментом, который выражает только определенный заранее замысел, она стала творцом того, что происходит на сцене, здесь и сейчас - в тут минуту когда она танцует.
Современные танцевальные и телесно-ориентированные практики часто предполагают работу с импульсами, которые появляются в теле. Следование им, амплификация - уже одно это может быть важным тренингом, иметь терапевтический эффект, увеличить осознанность клиента относительно его внутренних процессов. Иногда работа с движением или звуком помогает клиенту выразить то, что трудно сформулировать или произнести вслух. Другим вариантом развития событий может стать поиск смыслов развертываемого движения. И третьим - навык переживания чувств, возможность встретиться с собственными глубокими аспектами, если движение происходит - значит чувства переносимы.
Работа с процессами клиента через движение встречается в телесно-ориентированной, танцевально-двигательной, процессуальной и других направлениях терапевтической практики. В ТДТ как один из методов работы используется танцевальная импровизация. Если провести аналогии с процессуальной работой, то больше всего это напоминает работу с флиртами - так же как в ПТ мы обращаем внимание на то, что с нами заигрывает, так и в импровизации танцующий обращает внимание на те, импульсы, которые его привлекают в теле, обращают на себя его внимание, и разворачивает их - и из этого рождается танцевальная история.
Посмотрим на импровизационные практики с каждого из трех уровней реальности(консенсусный, сновидческий и уровень сущности):
1. Уровень сущности - Тело как Дао, в котором рождаются, берут начало все процессы конкретно взятого человека. Есть поговорка - познай себя и ты познаешь весь мир. Так же мы можем говорить о теле - если внимательно выслушать каждый участок тела - то мы станем несравненно богаче информацией о самих себе. Такой угол зрения не позволяют поставить человеческое тело в разряд материальных вещей, он не исключает самого ценного что заключено в теле - жизни. Пользуясь таким ракурсом, мы будем вынуждены признать, что тело - одно из наиболее одухотворенных явлений и телесные процессы имеют такую значимость для развития человека, которую им приписывать в нашей культуре непривычно.
Человек не то, что он о себе знает(эго), а вся совокупность заключенного в теле движения.
(Интересно, что импровизация с предложенным образом(динамическая медитация) похожа на подбор лекарства в гомеопатии - лекарство может быть подобрано неправильно и тогда ничего особенного не произойдет. Но если назначение сделано максимально точно - образ заработает - тогда случается настоящее чудо - старые раны затягиваются, здоровье восстанавливается максимально быстро и человек возвращается на более качественный, когда-то забытый уровень функционирования. Использование динамической медитации мы можем часто встретить в ТДТ, в том числе в работе с клиническим пациентами. )
2. DL - будет той историей которая родится в танце или перфомансе, и даже не так важно где она возникнет - в сердце(или теле?) танцующего или в сердце зрителя. На этом уровне мы встречаемся с различными персонажами, представляем и проживаем их, переходим из роли в роль. Здесь открывается простор для самых разных взаимодействий и трансформаций, это сфера творцов и фантазеров - здесь авторы рождают своих персонажей, их драмы и обстоятельства. В танце и движении одним из ярких примеров, который может подчеркнуть то, что происходит на этом уровне может быть практика аутентичного движения. Этот метод был изобретен Мэри Уайтхаус в начале двадцатого века, и сама она называла его movement in depth - движение в глубине. Сейчас мы знаем его как АД и это отдельное существующее направление на стыке танца, импровизации, самопознания, телесных практик и психотерапии. В этом процессе легко выделить две роли - движущийся и наблюдатель, однако «под зонтиком» мы можем увидеть и другое, например роли сознания и бессознательного. Движущийся берет на себя роль бессознательного и отправляется в путешествие, «опускается в глубину», наблюдатель остается «на поверхности».
3. Уровень консенсусной реальности: В танце? Пожалуй это просто то, что мы видим. То, что можно записать с помощью значков Лабан анализа - да, сейчас можно записать танец значками, наподобие нот. Но пожалуй, что консенсусный уровень в сфере искусства(а тем более импровизационного искусства) наименее выражен. Мы можем говорить о культуре, красоте, эстетике… но здесь дао настолько легко ощутить, что слова оказываются не столь нужными. Если же говорить о творческой работе, то получается, что после того, что сделала Дункан , качественно изменился не только способ танцевать, изменился и взгляд режиссера, постановщика танца - он больше не ответственен за всё, он не знает с точностью что должно получиться, он разделил творчество с танцовщицей которая исполнят его танец. И это доверие процессу напоминает работу терапевта - он не знает о человеке то, что должно произойти, он помогает ему раскрыть процесс. На мой взгляд, для общества - это огромный шаг от современной самонадеянности, самоуверенности в сторону большей открытости жизни и мудрости того, что происходит, шаг в сторону большей целостности и единства с природой. И так же эго имеет возможность уступить жизни, трансформироваться во «внутреннего старейшину» - этому его может научить искусство.
Таким образом можно представить движение и творческую деятельность через призму трех уровней реальности в ПТ, что помогает расширить взгляд на их терапевтическую значимость.

процессуальная психология, Минделл, импровизация, творчество, танец

Previous post Next post
Up