Мне кажется, что государство вообще не должно решать, что смотреть или не смотреть. Родители - да, могут повлиять, но мне кажется правильным, если родители не запрещают, а объясняют полезные штуки... Так, я благодарна моим родителям за то,что они давали мне всякие клевые энциклопедии и никогда не обращали внимания, для какого возраста та или иная книга (как в большую, так и в меньшую сторону, последнее тоже временами полезно))). Критерии Стоукса мне нравятся. Тест Бехдель - вот хоть и по сути правильный, но я его скорее воспринимаю именно как шутливый и немного напрягаюсь, когда его воспринимают со звериной серьезностью: что же тогда делать, если герои произведения - ТОЛЬКО девочки? Или если это Монолог? Или бесполые марсиане с невыраженной гендерной позицией? Или если герои-женщины говорят не о мужчине, но выдают что-то явно нехорошее (бывают же дамы-мизогинки). Или если герои-мужчины ведут себя абсолютно порядочно и уважительно к женщинам (и мужчинам) - просто в сюжете полноценного женского диалога нет?
К тесту Бехдель и я отношусь не серьезно, хотя не из-за приведенных тобою примеров. Просто эту шутливый тест, придуманный как шутка.
Мультики, в которых героини только девочки, меня смущают. Например, "My little pony" последней редакции и "Wimx", который вот прямо перевертыш тех же стереотипов в противоположную сторону.
Но к тесту Бехдель очень многие сейчас стали относиться серьезно, причем настолько, что реально готовы выкинуть за борт то или иное произведение, только потому, что его не проходит :).
Мне кажется, может быть _хорошее произведение, где герои только одного пола. Если оно не является двигателем стереотипов - гендерных или любых других :).
Мне проще на примерах. Я не помню, ни одного произведения, в котором были бы герои только одного пола. Про поняшек мне легчает, когда я представляю, что там не девочки, а просто такие смешные бесполые зверушки. Про инопланетян помню классный фильм. "Враг мой" - ИМХО, хорошо работает против всех стереотипов на свете. И очень человечный. По крайней мере, казался мне таким в юности. Надо пересмотреть будет.
А чем тебе не нравятся поняшки? Там 6 разных именно женских характера, и у каждой есть свои сильные стороны. Есть серия, где тупейшая всегда веселая пинки наглядно демонстрирует, как ценно внимание к людям, есть серия, где моя любимая рарити застраивает даже бандитов, потому что она настоящая леди и так далее. Это именно про женские характеры, про право быть любой и ценность как каждой, так и разнообразия. Они не бесполые!!!
Потому что единственный мужской персонаж там другого вида. Наверное, тем не нравится, чем тебе ролик про принцесс не приглянулся. Это такая иллюстрация того, что в прекрасном девичьем мире мужчина не предполагается. Но я смотрела только первый сезон и то, не весь. Я Машу люблю и Смешариков из современного детского. Ну и Frozen, где и мужчины есть, и отношения с ними, и приключения совместные и влюбленность не тупо, а с выбором и ошибками на этом пути.
ЕМНИП, бОльшая часть историй про Ёжика и Медвежонка. Из женских персонажей там навскидку только Лошадка... Хотя, есть мнение, что Ёжик - девочка. Еще из мультфильмов - "контакт". Там вообще 2 персонажа, один - мужчина, другой - инопланетянин неизвестного пола, возможно, вообще бесполый. Из произведений малых форм - часть рассказов Эдгара По. Я, кстати, не могу вспомнить ни одного женского персонажа из "Приключений капитана Врунгеля", кроме мимо проходившей женщины, которую напугал Лом, повторяющий на разные лады девятую букву английского алфавита (это в книге). И, кстати, вообще в историях о моряках женских персонажей порой бывает закономерно мало, и причем иногда они либо на о-очень вторых ролях, либо вообще упоминаются вскользь - от "Моби Дика" до "Рассказов капитана 2го ранга Кирдяги". И даже, если я правильно помню, есть опера Бриттена, где нет ни одной женской партии (опять таки, про события на корабле)
С моряками тут ведь какая штука. С одной стороны вроде бы факт, вот даже в политкорректных штатах на флоте женщин очень мало. Поэтому отсутствие женщин в них как бы жизненный факт. Но по опыту общения как раз моряки и есть самые большие шовинисты. Не знаю, связано это или нет. Зато в сказках разных рыболовецких районах, например, у Ирландцев есть много активных женских ролей, где они своих непутевых мужей вызволяют. Но это ж то же самое, что женщина-трофей только наоборот. Тут трофей уже мужчина, причем как правило не очень умный и частенько пьющий. То же самое с былинами и сказками, которые очень старые. Они, конечно, прекрасны как модель своего времени. Но хотим ли мы, чтобы наши дети жили в той же модели и ее поддерживали. В былинах как раз все то, о чем Стоукс рассказывает: молодая женщина может быть жертвой, а потом трофеем, если это не Баба-яга, которая проводник и вообще хтонический персонаж. А большинство классических женских сказок как раз учит странным вещам.
С былинами веселее. Нередко женщины в них вообще не упоминаются. Возможно, как и многие моряки, писавшие книги о море, многие авторы и первые пересказыватели былин с одной стороны, описывали суровый быт профессионального военного того времени вперемешку с профессиональными байками и художественным вымыслом, чтоб направить неокрепшие умы в сторону мыслей о профессии военного, с другой стороны, оставляли за кадром простые радости в свободное от службы время, чтоб когда свободного времени во время похода неокажется и радости станут молодоступны или недоступны вообще, в неокрепшие умы недавних новобранцев не закралось разочарование и желание поскорее с такой службы свалить.
Кстати, есть еще былинные богатыри. Те, которые из раздела "былины" сборника русского фольклора, а не из мультфильмов "Мельницы". Если собрать в кучу, женских персонажей худо-бедно наберется, но если брать поштучно, то в части женщин нет вообще, в части - только бабка-ёжка...
А то ж! Кстати, у большинства, если не у всех народов, есть фольклорные сюжеты о женщинах-воинах. Причем в современном понимании воинах профессиональных.
Критерии Стоукса мне нравятся. Тест Бехдель - вот хоть и по сути правильный, но я его скорее воспринимаю именно как шутливый и немного напрягаюсь, когда его воспринимают со звериной серьезностью: что же тогда делать, если герои произведения - ТОЛЬКО девочки? Или если это Монолог? Или бесполые марсиане с невыраженной гендерной позицией? Или если герои-женщины говорят не о мужчине, но выдают что-то явно нехорошее (бывают же дамы-мизогинки). Или если герои-мужчины ведут себя абсолютно порядочно и уважительно к женщинам (и мужчинам) - просто в сюжете полноценного женского диалога нет?
Reply
Мультики, в которых героини только девочки, меня смущают. Например, "My little pony" последней редакции и "Wimx", который вот прямо перевертыш тех же стереотипов в противоположную сторону.
Reply
Мне кажется, может быть _хорошее произведение, где герои только одного пола. Если оно не является двигателем стереотипов - гендерных или любых других :).
Reply
Reply
Reply
Я Машу люблю и Смешариков из современного детского. Ну и Frozen, где и мужчины есть, и отношения с ними, и приключения совместные и влюбленность не тупо, а с выбором и ошибками на этом пути.
Reply
Еще из мультфильмов - "контакт". Там вообще 2 персонажа, один - мужчина, другой - инопланетянин неизвестного пола, возможно, вообще бесполый.
Из произведений малых форм - часть рассказов Эдгара По.
Я, кстати, не могу вспомнить ни одного женского персонажа из "Приключений капитана Врунгеля", кроме мимо проходившей женщины, которую напугал Лом, повторяющий на разные лады девятую букву английского алфавита (это в книге). И, кстати, вообще в историях о моряках женских персонажей порой бывает закономерно мало, и причем иногда они либо на о-очень вторых ролях, либо вообще упоминаются вскользь - от "Моби Дика" до "Рассказов капитана 2го ранга Кирдяги". И даже, если я правильно помню, есть опера Бриттена, где нет ни одной женской партии (опять таки, про события на корабле)
Reply
То же самое с былинами и сказками, которые очень старые. Они, конечно, прекрасны как модель своего времени. Но хотим ли мы, чтобы наши дети жили в той же модели и ее поддерживали. В былинах как раз все то, о чем Стоукс рассказывает: молодая женщина может быть жертвой, а потом трофеем, если это не Баба-яга, которая проводник и вообще хтонический персонаж.
А большинство классических женских сказок как раз учит странным вещам.
Reply
Возможно, как и многие моряки, писавшие книги о море, многие авторы и первые пересказыватели былин с одной стороны, описывали суровый быт профессионального военного того времени вперемешку с профессиональными байками и художественным вымыслом, чтоб направить неокрепшие умы в сторону мыслей о профессии военного, с другой стороны, оставляли за кадром простые радости в свободное от службы время, чтоб когда свободного времени во время похода неокажется и радости станут молодоступны или недоступны вообще, в неокрепшие умы недавних новобранцев не закралось разочарование и желание поскорее с такой службы свалить.
Reply
Reply
Reply
Кстати, у большинства, если не у всех народов, есть фольклорные сюжеты о женщинах-воинах. Причем в современном понимании воинах профессиональных.
Reply
Leave a comment