Из
блога Александра Гиршона (
girshon) очень важное:
Меня давно уже возмущает употребление выражения "тело - это инструмент", причем вдвойне обидно, когда его употребляют близкие люди.
Наверное, пришла пора с этим разобраться.
Что меня в этом напрягает?
Вот что: насколько человек понимает в какую позицию относительно собственного тела он становится, используя эту фразу?
А становится он(а) в позицию третьего лица, где присутствует отношение к телу, как к чему-то внешнему, телу-объекту, "оно".
Но в большинстве практик, с которыми я имею дело, принципиально важна позиция первого лица - живое, феноменологическое тело, тело-процесс, "я-тело".
Ну, мне еще всегда интересно и" культурное тело", обусловленность восприятия бессознательно впитанными фильтрами (например, одобрение или неодобрение полноты/худобы и т.п.).
Это тело в контексте языка и отношений, тело-как-текст, тело-смысл, воспринимаемое с позиции "я-ты".
Т.е. конфликт, который возникает у меня, обусловлен наличием этих разных "перспектив", точек, "откуда смотрят".
Ну, для порядка надо всех высечьдобавить, что настоящая интегральная модель должна включать все эти позиции.
Но когда уместно техническое, инструментальное отношение к телу?
При освоениии какой-либо двигательной техники?
Да, отчасти. Техника без сердца - как-то бессмысленна.
Мое глубокое убеждение, что такое отношение нельзя ставить в центр человеческой практики. Т.е. имеющей дело с человеками.
Оно может помочь, как дополнительная точка отсчета и проверки. И все.