Михаил Наумович Эпштейн (08/12/2008)
У Арсения Тарковского есть стихотворение «Слово» (1945), из которого приведу первые два четверостишия, особо значимые для нашей темы:
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем,
Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет....
Смысл, кажется, ясен: внутри слова мерцает нечто загадочное, его душа, его жизнь. Точно так же и родившийся в сорочке (оболочке) потому и счастливчик, что в нем бьется и мерцает нечто маленькое и живое, от чего он и произошел на свет: «бьется жилка, вьется живчик...»
На волне ритмической памяти к этим строкам Тарковского приплывают другие, пушкинские стихи:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит -
Всё же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.
1828
Размер тот же самый - четырехстопный хорей, что и у Тарковского.
<...>
В обоих стихотворениях говорится о некоей оболочке, внешнем окружении, антураже, внутри которого находится нечто маленькое, но очень живое, подвижное, ярко окрашенное и составляющее притягательный центр, единственный смысл и радость этого пустого объемлющего мира:
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем...
Поражает структурное сходство этих двустиший: семантическое, грамматическое, интонационное.
<...>
У Тарковского большое - это слово, оно «только оболочка, пленка, звук пустой». Петербург у Пушкина тоже обозначен как тусклое, неподвижное окружение, эпитету «пустой» соответствует «бедный». «Город пышный, город бедный». Пленочности слова соответствуют «свод небес зелено-бледный, скука, холод и гранит». «Свод» и «гранит» особенно подчеркивают качество неподвижности, которое составляют фон маленькой ножки и вьющегося локона.
<...>
Жизнь теснится в наименьшем, ее вообще мало в этом огромном мире, но именно минимум величины являет максимум жизненности, подвижности, смысла, красоты. Живое пульсирует, вьется, бьется, светится изнутри теплым, золотым и розовым светом, освещая и «осчастливливая» собой и Петербург, «город бедный», и слово, «звук пустой». Оттого и возникает у Пушкина мотив сожаления об отъезде из этого скучного города, что он оставляет в нем единственное чудо - вьющийся локон и маленькую ножку (стихотворение обращено к А. А. Олениной накануне разлуки с ней). Этому пушкинскому «мне вас жаль немножко» соответствует у Тарковского мотив «счастливости» того, кто, родившись «в сорочке», обязан своим рождением бьющейся жилке и вьющемуся живчику.
http://www.topos.ru/article/6521