91-й год, январь-март. Как разрушался Советский Союз

Mar 24, 2011 01:38

2 января 1991 года, в Латвии рижский ОМОН, подчиненный непосредственно Министерству внутренних дел СССР, захватил республиканский дом печати. По официальной информации, захват был произведен по просьбе ЦК компартии Латвии. Действиями ОМОНа была прервана работа всех главных республиканских печатных периодических изданий.

7 января, в соответствии с постановлением правительства Литвы, цены на основные продукты питания были повышены в среднем в 3 раза, что вызвало крайне негативную реакцию населения. У здания Верховного совета Литвы собралось несколько тысяч человек, большинство из которых были рабочими предприятий союзного подчинения. они потребовали отмены повышения цен и отставки правительства республики.

Лидер республиканских коммунистов М.Бурокявичус обратился к президенту СССР М.С.Горбачеву с просьбой о введении в республике президентского правления. В столице Литвы появился замминистра обороны СССР генерал-полковник В.А.Ачалов, который в дальнейшем и координировал действия союзных силовых структур. 8 и 9 числа по территории республики происходило продвижение советских войск. 9-го января в полдень в аэропорту Вильнюса приземлился транспортный самолет с пятьюдесятью десантниками. Командующий Прибалтийским военным округом Ф.М.Кузьмин сообщил, что в Литву также прибыла специальная парашютно-десантная дивизия, для "принудительного набора в армию лиц призывного возраста". 10 января в столицу Литвы прибыл еще один заместитель министра обороны СССР генерал-полковник В.И.Варенников.

11 января ЦК компартии Литвы объявил о создании Комитета национального спасения, который "взял на себя всю ответственность за судьбу республики" и обратился к парламенту Литвы с требованием о самороспуске. В этот же день десантники захватили Департамент по охране края Литвы (прообраз будущей республиканской армии), также был захвачен редакционный корпус местного Дома печати и типография. В ночь с 12 на 13 января десантники и спецназ при поддержки танков штурмом взяли здание Литовского телевидения и радио. В результате этой операции четырнадцать человек было убито. В эту же ночь было захвачено Вильнюсское телеграфное агентство. В Вильнюсе был объявлен комендантский час.
В ночь с 14-го на 15 января, в Риге, рижский ОМОН, подчиняющийся союзному МВД, занял Высшую школу милиции в Риге.

14 января председателем правительства СССР стал В.С.Павлов, работавший до этого министром финансов.

20 января в Москве состоялся митинг, в котором участвовало более полумиллиона человек (этот митинг считается крупнейшим за все годы перестройки) против силовых методов, которые применила союзная власть, и в поддержку прибалтийских народов.

22 января президент СССР М.С.Горбачев выступил с заявлением в пресс-центре МИДа, в котором сказал, что события в Вильнюсе и Риге "ни в коем случае не являются выражением линии президентской власти". Источником случившегося, по словам президента, являются "противозаконные акты, попрание самой Конституции, пренебрежение указами президента, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей иной национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям".

22 января президент СССР М.С.Горбачев издал указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". Сума выдачи была ограничена 500 рублями в месяц.

В феврале 1991 года возобновились забастовочные движения, они, в частности, охватили угольные бассейны России, Украины и Казахстана. Впервые, кроме экономических требований, шахтеры выступили и с политическими требованиями - национализация имущества и финансов КПСС, роспуск Верховного Совета СССР, отставка председателя правительства В.Павлова, отставка президента М.С.Горбачева.

19 февраля 1991 года председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин выступил с заявлением по телевидению, в котором он обвинил союзное руководство в том, что оно завело страну в тупик и утратило контроль над ситуацией, а чтобы сохранить власть, переходит к силовым действиям. Попраны идеалы демократии, преданы цели перестройки. Заявив, что личную ответственность за это несет президент СССР, Ельцин потребовал, чтобы Горбачев ушел в отставку.
(Маленькое отступление. Я помню это выступление папы. Он уезжал в телецентр, и сам не знал, состоится ли оно, дадут ли ему прямой эфир. Сказал, уезжая, напряженно и мрачно: "Не знаю, они ничего мне не дадут сказать." Как всегда, ни мама, ни мы с Леной понятия не имели, что он собирается сказать в этом телеинтервью, но то, что это должно было быть чем-то важным, главным, от чего зависит все будущее страны, Советского Союза (не России - так тогда не думалось и не мыслилось), такое ощущение у меня было.
Когда мы смотрели его выступление, я немного успокоилась. Слова были резкие, жесткие, но привычные. Но в конце, когда он вдруг сказал о своем требовании об отставке президента страны М.С.Горбачева, сказать, что это был гром среди ясного неба - это ничего не сказать. Это было потрясение! Про это говорили на кухнях, на митингах, но никогда по приглаженному, восторженному, поддерживающему перестройку, гласность и Горбачева телевидению. И вдруг по центральному телевидению папа произносит такие слова на всю страну. Было ощущение взрыва.
Поздно вечером он приехал усталый, измученный, но успокоенный. Как будто сделал что-то важное и нужное. Мы только лишь и смогли его спросить, а что завтра будет? А он ответил, завтра будет интересно. И пошел спать).

На следующий день в своем постановлении Верховный Совет СССР осудил выступление председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина.
22 февраля в Москве на Манежной площади состоялся митинг в поддержку Б.Н.Ельцина. В нем участвовало около 400 тысяч человек.
9 марта газеты опубликовали доработанный вариант Союзного договора. Публикация проекта была приурочена к предстоящему 17 марта 1991 года референдуму о судьбе Союза.
15 марта, за два дня до референдума, президент СССР М.С.Горбачев выступил с обращением к стране, в котором призвал сказать "да" обновленному Союзу.
17 марта референдум состоялся. Напомню, вопрос о судьбе будущего Союза звучал так:
"Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которых будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности".
В целом по стране в референдуме приняли участие 80 процентов имеющих право голосовать. Из них «да» ответили 76,4 процента, «нет» − 21,7 (1,9 процента бюллетеней были признаны недействительными).
Шесть республик − Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия, Эстония − не приняли участие в референдуме.
На Украине вместе с союзным референдумом был проведен собственный республиканский референдум с вопросом: «Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских Суверенных Государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?» На этот вопрос утвердительно ответило − 80,17.

На российском референдуме, на вопрос о введения поста президента РСФСР более 71 процента участвовавших ответили согласием на введение президентского поста.
В четырнадцати автономных республиках из шестнадцати положительный ответ не был получен - автономии либо голосовали против, либо вообще проигнорировали референдум.

Итак, в своем кратком, почти что телеграфном обзоре я дошла до двадцатых чисел марта 1991 года. И завтрашний пост о том, что происходило в этот день в нашей, нынче не существующей стране, Советском Союзе, двадцать лет назад.
Previous post Next post
Up