t_s

Поэт и командир спецназа

Nov 02, 2014 15:30


Страна отметила 200 - летие от роду дворянского и помещищьего отпрыска Михаила Юрьевича Лермонтова.
В честь события в школах проводились всякие мероприятия. Лично мне немного жаль, что в нашу юность не было интернета - в отфильтрованной биографии и идеологически выдержанных аннотациях к произведениям гения всё было довольно туманно и неинтересно.

Кто бы тогда мог подумать, что в стихотворении «Желание» Лермонтов тоскует по своим шотландским корням:


Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
...

Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой...
О! зачем я не ворон степной?..

.


Герб рода Лермонтовых с девизом: «Судьба моя Иисус»

Как поэт стал воякой

Очень просто. Неужившись в столичных университетах, нежно и заботливо воспитанный своей бабушкой 18-летний Лермонтов попал в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Разумеется, там ему не нравилось. Совершенно равнодушный к службе, неистощимый в проказах, Лермонтов мог, например, явиться на развод караулов с миниатюрной саблей или на великосветский бал с неуставным шитьём на обшлаге и воротнике вицмундира. За это Лермонтова обычно отправляли под арест.

Стихотворение «Смерть Поэта» закончилось для юного гения арестом и судебным разбирательством. Однако, за Лермонтова вступились пушкинские друзья, близкие к Императорской семье и бабушка, имевшая светские связи. В результате корнет Лермонтов отделался ссылкой - был переведён «тем же чином», т.е прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

Лермонтов выехал из Петербурга в марте 1837-го. На Кавказе, как всегда, Россия вела войну за владычество с горцами, собранными Шамилем под знамена газавата. Штаб Отдельного Кавказского корпуса находился в Тифлисе.
Генерал-майор В. Вольховский, лицейский друг Пушкина, а в то время начальник штаба Кавказского корпуса, решил отправить молодого офицера за Кубань - понюхать пороху. «Два, три месяца экспедиции против горцев могут быть ему небесполезны, это предействительное прохладительное средство, а сверх того - лучший способ загладить проступок. Государь так милостив...»

Впрочем, тогда поэт на войну не попал, в дело вмешался случай: по дороге Лермонтов простудился и всё лето провел не за Кубанью в жарких стычках, а на горячих водах в Пятигорске. Что касается личного отношения Лермонтова к кавказской войне, источники сообщают, что оно было противоречивым. С одной стороны, поэт всей душой был на стороне свободолюбивых народов Кавказа, с другой понимал - у горцев нет надежды на завоевание полной независимости, и единственный выход состоит в присоединении к России.

В 1840 году русским командованием передовую линию было решено перенести с Кубани на р. Лабу, а пространство между этой рекой и Верхней Кубанью заселить казачьими станицами. Однако, инициативу в свои руки взяли горцы. Ранней весной они нанесли ряд ударов в Черноморье и овладели укреплениями. В марте Шамиль осуществил военные операции в Чечне. Операции же русских войск носили скорее карательный, чем боевой характер и экспедиции 1840 года себя не оправдали.
В тот год Лермонтову служба в качестве командира взвода 12-й мушкетёрской роты Тенгинского пехотного полка, вероятно, порядком поднадоела и он попросился на должность адъютанта в Чеченском отряде генерала Галафеева.

В июле 1840 года отряд Галафеева действовал в Малой Чечне (левобережье р. Аргун, включая горную часть и Надтеречье. Прим. airat-sharif). В первой же операции Лермонтов проявил себя инициативным офицером. За этот бой поэт был представлен к ордену Владимира 4-й степени с бантом, но командир корпуса снизил представление до ордена Станислава 3-й степени, который Лермонтов также не получил. Не достигнув решительного успеха в этой операции, Галафеев с опозданием направился на выручку генераллейтенанта Ф. К. Клюги фон-Клюгенау в Темир-Хан-Шуру. Затем Галафеев вернулся в Герзель-аул и приступил к строительству запланированного укрепления, прекратив на время боевые действия. Во время этой паузы Лермонтов и другие офицеры получили кратковременные отпуска в Пятигорск и Кисловодск.

Как Лермонтов стал командиром спецназа

В конце сентября отряд Галафеева выступил из крепости Грозной к реке Аргун. В бою 10 октября был ранен Руфин Дорохов. Это был человек, даже на Кавказе поражавший своей холодной, решительной смелостью. Будучи намного старше Лермонтова, он имел скромный чин унтер-офицера, так как за участие в дуэлях и буйное поведение не раз лишался офицерских погон. Старый кавказский рубака, Руфин возглавлял «команду охотников», сотню отборных конных бойцов, которую, выбыв по ранению из строя, передал Лермонтову. «Я получил в наследство от Дорохова, которого ранили, отборную команду охотников, состоящую из ста казаков - разный сброд, волонтеры, татары и прочие, это нечто вроде партизанского отряда, - сообщает поэт, - и если мне случится с ним удачно действовать, то авось что-нибудь дадут».

По существу, это была особая партизанская штурмовая группа, прообраз современного спецназа, с широким диапазоном боевых задач. Внешняя бесшабашность «команды охотников» («сброд», «головорезы») скрывала прекрасную подготовку к бесконечным рукопашным схваткам. Успешно перенятые у противника боевые качества - подвижность, быстрота и неотразимый натиск обеспечивали действиям «летучей сотни» максимальный эффект.

С 27 октября по 6 ноября Граббе совершил повторный, не оправдавший себя поход в Малую Чечню. Снова был бой на р. Валерик. С 9 по 20 ноября Чеченский отряд действовал в Большой Чечне (правобережье р. Аргун, вплоть до р. Аксай. Прим. airat-sharif), затем состоялся смотр этого отряда военным министром А. И. Чернышевым. Министр нашёл отряд в расстроенном состоянии, отменил зимнюю экспедицию и распустил войска на зимние квартиры. В. С. Голицын, командующий конницей у генерала П. Х. Граббе, принявшего на себя руководство дальнейшими боевыми действиями, писал, что трудно было бы подобрать для этой «сотни» более подходящего командира. Голицын представил Лермонтова к золотой сабле «За храбрость», что предполагало возвращение в гвардию.

В конце 1840 года Лермонтов прибыл в Тенгинский пехотный полк. 14 января 1841 он отправился в отпуск в Петербург с надеждой на отставку. В столице Лермонтов узнал, что его вычеркнули из Валерикского представления к наградам, подведя под общее положение. Из итогового представления за 1840 год Николай I вычеркнул поэта сам, правда, об этом стало известно лишь после смерти поэта.

Как поэт не смог стать издателем

Лермонтов надеялся выйти в отставку, начать издавать свой журнал и писать большой роман из кавказской истории времен Екатерины и Ермолова. Однако, ему была выдана подорожная в Темир-Хан-Шуру (современный Буйнакск. Прим. airat-sharif). По пути к месту назначения поэт заехал в Пятигорск и заполучил там разрешение остаться на лечение. Весёлое лечение поручику впрок не пошло: 15 июля 1841 года поэт был убит на дуэли. Двое из его однокашников, повоевавших на Кавказе, закончили ратный путь в звании генерал-фельдмаршалов, многие дослужились до генеральских погон. Лермонтов же так и остался в нашей памяти поручиком Тенгинского пехотного полка.

Много чего ещё может сегодня школьник выудить из сети познавательного про великого поэта и попутно, про нашу историю.
Пусть, если я смог заинтересовать кого-нибудь, сделает это сам. Я не буду)

image Click to view

россия, познавательно, история, безумство храбрых, армия

Previous post Next post
Up