t_s

Чистота нашей природе не грозит

Sep 19, 2011 09:19

Как бы странно это в России не звучало, факт остается фактом -  сбор отходов бумаги, пластмассы, стекла и др., а также их продажа на рынке вторичных ресурсов в цивилизованных странах очень выгодный бизнес.
В то время, когда завод BMW в Германии производит люксовые автомобили и обеспечивается энергоресурсами на 80% из соседнего мусорного полигона, у нас полный провал в этом направлении при огромном скоплении бытовых отходов.

Согласно опубликованным данным Роспотребнадзора, у нас в стране работают лишь 7 мусоросжигательных заводов. Кроме этих монстров, выбрасывающих в атмосферу тысячи тон опасных оксидных соединений, трудятся на благо родины 5 мусороперерабатывающих заводов, около 40-ка сортировочных станций и всего около 12 тысяч официальных полигонов.

И это всё, чем может похвастаться страна с населением в 140 миллионов человек, высокими экономическими показателями и большим запасом интеллектуальной силы... 
За рубежом уже сформировался серьезный рынок вторсырья. Более того, наука в сфере переработки и утилизации бытовых отходов двигается такими гигантскими темпами, что некоторые виды вторсырья (низкого качества, которые не находят спроса на европейском рынке, экспортируются в Китай. И там уже практически в буквальном смысле слова превращаются в золото. Поэтому предприятия, работающие в сфере утилизации ценных отходов, например в Германии, не получают от государства никаких субсидий или даже просто льгот.

Наиболее удачной с точки зрения законодательства и практики его использования большинство экспертов признают в сфере сортировки и утилизации мусора Германию. Одним из ключевых федеральных законов в области устранения отходов в Германии является закон о кругообороте, принятый в 1994 году.

Мотивация ответственного поведения населения и экономических субъектов конечно же, финансовая. За утилизацию отходов в несанкционированных местах взимаются весьма высокие штрафы. Что касается селективного сбора мусора, то позитивных результатов в этой сфере Германия добилась благодаря дифференциации тарифов на вывоз различных видов контейнеров. Так, например, вывоз коричневого контейнера с отходами органического происхождения - самый дешевый.

Вывоз черного контейнера со смешанным мусором обходится жителям в два раза дороже, а контейнеры для упаковок и бумаги предоставляются специализированными компаниями так называемой дуальной системы бесплатно, в связи с этим жители заинтересованы как можно меньше наполнять черные контейнеры, тем самым сортируя мусор. Высокие тарифы на вывоз черных контейнеров связаны прежде всего с высокими расходами на утилизацию смешанных бытовых отходов, которые включают в себя процесс сортировки с целью извлечения полезных фракций, их сушку, размельчение, сжигание и захоронение.

Вывозом ТБО домашних хозяйств и предприятий занимаются местные коммунальные компании. В их обязанности также входит организация пунктов приема КГО (КрупноГабаритных Отходов), электроприборов, шин, жидких опасных отходов (лаки, краски и т.д.). Сортировкой отходов и переработкой во вторичное сырье занимаются, как правило, специализированные - рециклинговые компании государственной, частной или смешанной форм собственности. Муниципальные компании занимают важное место в перераспределении денежных средств (полученныe от населения и предприятий тарифы) между компаниями, осуществляющими вывоз мусора или прием их на специальных пунктах приема, а также компаниями, осуществляющими сортировку и переработку мусора.

Система устранения отходов финансируется, с одной стороны, за счет тарифов, взимаемых с населения и, с другой стороны, за счет ответственности производителей, которая также закреплена законодательно. Тарифы с населения за устранение отходов определяются на региональном уровне. Каждая земля, коммуна и город имеют собственную систему тарифов. Размер тарифа зависит от объема и вида образуемых отходов. Ответственность производителей означает, что производители отдельных видов товаров (товары в упаковках, бумажные изделия, электроприборы, шины) обязаны организовывать их не наносящую вред окружающей среде и экономически эффективную утилизацию. По этому принципу работает система приема тары (алюминиевые банки, стеклянные и пластиковые бутылки). Так, покупая, например, бутылку кока-колы, покупатель платит вместе с ценой залог за тару и тем самым получает экономический стимул к возврату этой тары. По материалам http://www.rg.ru/

Делается ли что-то в Башкирии, трудно сказать. Недавно стало известно, что японская Mitsubishi Heavy Industries Ltd. представила в министерство природопользования и экологии республики проект мусоросжигательного завода. Заместитель генерального директора ОАО «Челябгипромез» (проектирует металлургические заводы, выступает российским партнером Mitsubishi Heavy Industries) Сергей Филистович оценил стоимость предлагаемого проекта в 3,8 млрд руб. «Это цена в Японии. Сколько он может стоить в России, необходимо подсчитать»,- оговорился он и добавил, что в стране «пока нет подобных производств». Со слов г-на Филистовича, японские партнеры предлагают выкупить технологию строительства предприятия мощностью переработки до 240 тонн бытовых отходов в день, позволяющего сжигать «все, кроме ртутных ламп и щелочных батареек».

Продуктами переработки отходов является электроэнергия, строительный шлак и переплавленный металл, отметил он. Mitsubishi Heavy Industries также предлагает обучить специалистов и создать управляющую компанию по обслуживанию производства на 15-20 лет. При этом окупаемости проект не предполагает. «В Японии заводы субсидируются из местных муниципалитетов»,- пояснил представитель «Челябгипромеза».

В ходе обсуждения проекта глава администрации Уфимского района Рашит Саттаров заявил, что к рынку переработки ТБО Башкирии проявляют интерес и европейские компании. Но узнав наши тарифы, они тут же говорят „до свидания“», пояснил он. Пока, по информации „Ъ“, предметные переговоры с Mitsubishi Heavy Industries не начались. Но пресс-секретарь минприроды Нина Никандрова заявила „Ъ“, что «диалог с компанией будет продолжен». По данным „Ъ“, заинтересованность к проекту проявила администрация Уфимского района, которая собирается обратиться к правительству с просьбой о выделении средств на этот проект после подтверждения его окончательной стоимости.

Источник, близкий к администрации, при этом уверен, что власти смогут убедить японских партнеров в необходимости софинансирования проекта. «Хотя они и не хотят, но никуда не денутся»,- сказал собеседник.
Источник: http://www.kommersant.ru/

экология

Previous post Next post
Up