t_s

О том, как весна стала летом и начало стало концом

Jun 18, 2019 02:00

В стародавние времена весенний праздник земледельцев организовывался под руководством уважаемых аксакалов местной общины. Современный Сабантуй всецело контролируется властью и напоминает некое показательное отчётно-итоговое собрание с непременным "высоким гостем" из столицы и с повесткой о том, как прекрасно живется на селе под мудрым руководством вышестоящим, каких успехов добиваются труженники под руководством местным, с ритуальной раздачей слонов подарков и поощрений «правильным пацанам» героям сева и спортивно-развлекательной программой в строго очерченных пределах под присмотром усиленных нарядов полиции. Ну и торговля само-собой.

Часть населения (подконтрольные бюджетники и представители сельхозпредприятий) участвует в реализации мероприятия, остальные, в зависимости от предпочтений и жизненной ситуации, либо игнорируют событие, или охотно идут праздновать на ЕДИНСТВЕННОЕ в году мероприятие, где можно посмотреть зрелища, повидаться со старыми знакомыми, родственниками, развлечь детей и расслабиться самому.

Праздник настолько заорганизован, что без особого разрешения чиновников на Сабантуе аж никто не имеет права пригубить пивка и даже не смеет продавать спиртное в пределах населенного пункта (!!!). Последнее байское самодурство выглядит особенно смешным в свете много лет внедряемой традиции «хорошо поработали - хорошо отдохнём», ведь для большинства взрослых людей советский Сабантуй - суть посиделки с близкими людьми на лоне природы, задушевные разговоры, игра на гармошке и никаких ресторанчиков юрт для избранных… Сегодня вспомнить о том, какие хрустящие огурчики продавались местным бабаем из деревянной бочки в 70-е годы прошлого века - это практически святое. Когда огурчики заканчивались, страждущие стаканами покупали ароматнейший рассол... У нас же, неизбалованных городскими деликатесами сельских пацанов, главной задачей было прорваться к продавщице в непременном белом халате на борт ГАЗика и купить заветную бутылочку холодного Буратино (Колокольчик и т.д.) и сверток слегка подтаявшего изумительно вкусного мороженного.. Мда, нынешние дети не поймут)

Здесь самое время отметить, что во всём мире народные праздники - это всегда весёлое застолье, всегда карнавал. У тех же немцев круглый год какое-нибудь гулянье. К примеру, в период (именно период, а не день!) древнего праздника Almabtrieb (дословно «возвращение с горных пастбищ»), проводятся десятки зрелищных событий, ярмарок местных продуктов, народных гуляний и вечеринок. Стартует праздник 18 сентября в городке Альгау и продолжается по всем горным районам южной Германии и Австрии. В его честь даже делают особый сыр Hirtenkäse, на который идет только молоко коров, принимавших участие в празднике. Следом в начале октября стартует целая череда празднеств, посвященных окончанию уборки урожая Erntedankfest (Праздник благодарения), сопровождаемых народными гуляньями и ярмарками.  Так же в каждом регионе проходит свой праздник, посвященный какому-то конкретному сорту винограда, сыра или даже репы. С 4 по 14 октября в Нойштадте (Neustadt) проводится традиционный Фестиваль вина, а в соседнем Дюркхайме (Dürckheim) - Фестиваль колбасы. Яркие шествия, веселые музыканты и горожане в традиционных нарядах, ярмарки и рынки, дегустации продуктов и напитков - вот основные черты этих праздников. И это правильно!

В результате многолетней целенаправленной пропаганды забылось о том, что у народов Поволжья главным событием в году был  Джиен (Җыен, Йыйын) - Сходка, где обсуждались актуальные хозяйственные и религиозно-социальные вопросы, и что Сабантуй - это лишь спортивно-зрелищная  часть этого собрания. Именно всенародно обсуждались вопросы и принимались решения на посев и год жизни местной общины в целом.  Большинство источников свидетельствуют о том, что примерно в X веке изначально языческий, доисламский земледельческий ритуал народов Поволжья начал видоизменяться и терять свой первоначальный смысл у мусульман - потому как Сабантуй изначально был ритуальным праздником задабривания духов плодородия земли в надежде на богатый урожай (многие имамы старались запретить Сабантуй).  В то же время у финно-угорских народов праздник продолжал сохранять сакральный, языческий характер.

Вот что писал считавший себя человеком просвещенным, оренбургский мулла Абу Сагит аш-Шодави: «У мусульман существуют национальные праздники Сабантуй и Джиен. Не будет большой ошибкой, если назвать первый праздник свадьбой шайтана, а второй - днями, когда шайтан производит на свет своих младенцев. Запрещение подобных праздников, служащих порочной нравственности, является задачей отцов нашей нации».
В 1767 году новокрещенские школы Казани посетила императрица Екатерина II, где были произнесены от лица всей школы стихи и в этих виршах утверждается, что Сабантуй - это смертный грех, он должен быть в аду вместе с Кораном, мечетями и Курбан-байрамом. Комментарии, как говорится, излишни! Можно привести немало примеров и из более близких времен. Менялась тактика, а суть была та же: Сабантую не место в духовной жизни и быте татар.

У Карла Фукса (1776-1846), казанского врача, есть очень подробное описание Сабантуя татар. В то время Сабантуй длился неделю - от пятницы до пятницы. Сабантуй традиционно проводился после схода снега, за 2-3 недели до начала весенней пахоты.

К концу XIX века под воздействием религиозных и политических факторов татарский Сабантуй изменился - стал просто веселым народным праздником, который знаменовал начало сельскохозяйственных работ. Заметим, всё ещё именно НАЧАЛО сельхозработ, а НЕ ОКОНЧАНИЕ посевной, как это преподносят сейчас. Само название: Сабан означает «яровые», «поля для весенней вспашки под яровые культуры» («плуг» - второе значение),  туй - «свадьба», «торжество». Т.е., Сабантуй - это торжество В ЧЕСТЬ НАЧАЛА ВСПАШКИ земли под сев яровых. У всех коренных народов Поволжья подобные ритуальные праздники были и есть - у мокши «Акша келу», у эрзи - «Кереть озкс», у удмуртов - «Акаяшка», у марийцев - «Ага-пайрем», у чувашей - «Акатуй».

Спортивные соревнования на языческом этапе проводились с чисто практической целью: для выявления самых сильных, самых ловких и самых быстрых мужчин, которые вместе вспашут первую борозду. Тут своя сакральная символика: земля уподобляется женщине, которая, чтобы рожать здоровых детей, то есть давать хороший урожай, должна выбирать самых лучших мужчин - здоровых, ловких, быстрых и крепких. Победители сабантуя проводили первую борозду, как бы нарушая девственность земли-женщины, и клали в эту борозду сырые куриные яйца (вот для чего их ритуально собирали по улицам села) и семена различных сельхозкультур: полбы, проса, ячменя, ржи и т. д., символически оплодотворяя землю. Разумеется, Сабантуй проводился в разных селах в разные дни, так как поля сохнут с разной скоростью и могут быть готовы для пахоты с разницей в несколько дней.

Многие игры и состязания нынешнего Сабантуя отсутствовали в традиционном Сабантуе и были впоследствии заимствованы от русских ярмарок XIX века (влезание на столб, бег в мешках, бег с коромыслом, бег с яйцом в ложке, разбивание горшков, бой мешками сидя на бревнах, поиск губами монеты в миске с кисло-молочным продуктом). Конные скачки были введены тюрками Поволжья. В отличии от казанских татар, у башкир праздник проводился не в день выхода на поле, а в день, когда башкиры выходили с зимовки для перекочевки на летние пастбища. Из тюркских народов аналоги Сабантуя есть еще у ногайцев, балкарцев и казахов.

В 1925 году Татарский обком КПСС разослал по татарским селам «рекомендацию» объединить Сабантуй и Джиен в один праздник. Основной целью было УНИЧТОЖИТЬ Джиен, во время которого татары традиционно обсуждали всё, что происходило в данном селе в прошлом году, выносили какие-то решения на будущее. Джиен был конкурентом советской власти и источником инакомыслия. Большевики своего добились - ЗАМЕНИЛИ многодневный Джиен, с его неспешными разговорами, горячими спорами, совместными рассуждениями о жизни на однодневный спортивно-развлекательный Сабантуй. Одновременно была достигнута и вторая цель - сокращение количества нерабочих дней в июне. Так был уничтожен древний праздник, который до 1920 годов был гораздо более значимым и весомым в жизни и культуре татар, чем Сабантуй, была прекращена практика мусульманизированного Джиена, длившегося несколько дней, когда вплоть до сенокоса люди собирались в разных селах, могли неспешно вести исламские и антисоветские разговоры, отдыхали, расслаблялись, общались, знакомились, договаривались о свадьбах.



***

Рука так и тянется набрать знакомую из местных газет фразу «По материалам интернета», однако за исторические обзоры отдельное спасибо byltyr.livejournal и Иреку Биккинину.

истоки, праздник, общество, познавательно, размышлизмы, село, религия

Previous post Next post
Up