t_s

Шины. Просто о сложном

Jan 23, 2015 22:22




Если заглянуть в Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств прежней редакции,
то пункт 5.1 запрещал эксплуатацию, если:
«Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм».

С 1 января 2015 года этот самый пункт запрещает по другому - нельзя кататься, если:
«5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;
для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
для транспортных средств категорий М2, М3 - 2 мм.


Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм».

То есть, ровно 4 мм  уже не допустимо, больше - пожалуйста. Зачем интуитивно понятную формулировку «менее» поменяли на трудную для восприятия «не более»? Хрен его знает.. Тем не менее, эту муть завизировали и продублировали серьёзные организации.




Индикаторы с остаточной глубиной 4, 6 и 8 мм                                                                  Индикаторы в виде перемычек

Традиционная (и самая дешевая) шина имеет симметричный ненаправленный рисунок протектора и вполне себе комфортна при спокойном стиле вождения (на рисунке ниже тип А). Правда, на грунтовой дороге слегка «плывет». Зато её можно устанавливать на автомобиль не задумываясь о направлении вращения и о стороне левой или правой. Вытащил запаску, заменил ЛЮБОЕ колесо и вперёд. Рисунок протектора таких шин обычно состоит из шашек или ребер, разделенных не широкими канавками. Если такие шины предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и мягких грунтов, рисунок делают с развитыми грунтазацепами по краям и мощными недеформирующимися шашками по центру беговой дорожки.



Направленный симметричный рисунок протектора (на рисунке Б) хорошо отводит воду при скоростном движении по мокрому асфальту (устойчив к аквапланированию), самоочищается от грязи и меньше шумит на твердом покрытии. Правда, есть одна бяка - запасное колеcо совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля. В случае неправильного монтажа по направлению вращения, колесо перестанет самоочищаться от грязи, а на лужах обязательно проявится эффект аквапланирования. Со всеми вытекающими. Впрочем, при движении по сухой дороге на скоростях до 80 км/час это особого значения не имеет.



Направленные покрышки обязательно имеют маркировку со стрелкой, возле которой обычно есть надпись «Rotation» (вращение).



И не путайте вдруг направляющую стрелку с логотипом известного производителя шин - фирмы Dunlop)

Наиболее цепкими считаются покрышки с ассиметричным рисунком и глубокими канавками (на рисунке В). На внутренней части шины расположено больше косых водоотводящих канавок, на внешней стороне более плотная конструкция (пятачки), обеспечивающая большую площадь соприкосновения с дорогой. Такой своеобразный гибрид конструкций А и Б. Удовольствие относительно дорогое.


Покрышка с ассиметричным рисунком

Асимметричные рисунки протектора пришли из автоспорта (как и многое другое). Они на сегодня самые эффективные на больших скоростях, особенно с точки зрения хорошей курсовой устойчивости в повороте и информативности управления автомобилем.

Плюсы:

1) отличная управляемость автомобиля, за счет того, что наружная боковина шины которая гораздо больше нагружена в повороте, сделана более плотной и с более крупными блоками протектора. А внутренняя, на которую нагрузка гораздо меньше, наоборот более мягкая. За счет этого получается хорошее пятно контакта шины с дорогой и отличная управляемость машины.

2) универсальность запасного колеса.

Асимметричные шины очень хороши, даже не смотря на то, что слева и справа по-разному отводят воду из пятна контакта. Да, это так - асимметричные шины стоящие слева, «работают» по-разному. Когда одинаковые асимметричные покрышки стоят справа,  вода из-под них  выбрасывается  внутрь назад, а если они же стоят слева, то они выбрасывают воду внутрь вперед. Мне приходилось видеть, как шофера устраивали горячие споры по поводу установки таких шин. Более того, моя бывшая машина «Соната» как-то вышла неправильно переобутой с известной белебеевской шиномонтажной конторы. Так что следите за слесарями лично!

По случаю напоминаю: НЕ ИЩИТЕ СТРЕЛОК на такой резине, их НЕТ!!! Главное не перепутать внутреннюю и внешнюю сторону - они РАЗНЫЕ! Необходимо смотреть на надписи «Inner side» (внутренняя сторона) и «Outside» (наружная сторона).



Кроме очевидных маркировок, на шинах много чего не понятного понаписано. Это в основном всякие региональные стандарты, которые знать в общем то и не к чему.

Из того, что как бы может пригодиться:

195/65 R15 - геометрические размеры шины. В данном случае: ширина 195 мм, высота профиля 65% от ширины (т.е. 195х0,65=126,75 мм), внутренний (посадочный) диаметр 15 дюймов, шина изготовлена по технологии производства радиальных шин (именно так, R - это вовсе не радиус, как считают некоторые автолюбители). Важно, что ширина шины (195) должна соответствовать посадочной ширине диска.
Tube tyрe -  камерная шина. В последнее время редкость.

Tubeless -  бескамерная шина (покрышки, производимые в СНГ, могут не иметь такого обозначения).

Regroovable - обозначают шины, у которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой (у нас нарезать некому).

XL (Extra load) - шина с увеличенным запасом прочности.

RF (Reinforсed) - усиленная шина (с повышенной несущей способностью). К примеру, 195/70 R15RF означает, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

M+S, M.S, M&S (Mud+Snow, переводится как "грязь + снег") - собственно так и есть, для грязи и снега. Под этой маркировкой могут продавать и всесезонные шины (All season). Что для нашего климата совсем не айс.

SnowFlake (снежинка) - то, что у нас пишут как «Три горных пика и снежинка».  Изначально было введено в Северной Америке в середине 80-х. Позже, в целях регламентации обозначения, было узаконено испытание: шина на которой производитель хочет установить данную маркировку, должна пройти специальный тест.

Индекс скорости. I - 100  км\ч, K - 110 км\ч, L - 120  км\ч, M - 130 км\ч, N - 140 км\ч, P - 150  км\ч, Q - 160 км\ч, R - 170  км\ч, S - 180   км\ч, T - 190   км\ч, H - 210   км\ч, V - 240 км\ч...270  км\ч, ZR - свыше 270км\ч. Примечательно, что у шин с высоким индексом скорости при высоких летних температурах сцепление с дорогой улучшается, так как  шины разогреваются, у обычных летних шин при высоких температурах сцепление с дорогой наоборот немного ухудшается.
Дата изготовления до 2001 года состояла из трех цифр, после - из четырех. Цифры указывают неделю и год изготовления. Например: 108, где 10 - неделя, а 8 - 1998 год. Или сейчас - 1001, где 10 - неделя, а 01 - 2001 год.

Заводской (порядковый) номер, обозначают исключительно на шинах СНГ.

Желтая точка (круглая или треугольная метка) на боковине шины означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Что позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса. На шинах с пробегом не актуально, поскольку, при износе автошины её баланс смещается.

Красная точка (красная метка) на боковине шины означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности - абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода. Эту красную метку совмещают с белой меткой на диске (тоже ставятся для первичной комплектации), которая обозначает самое близкое место к центру колеса. Чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении. При обычном шиномонтаже на красную метку обращать внимание не нужно. Руководствоваться необходимо исключительно желтой меткой, совмещая её с ниппелем.

Белый штамп с цифрой - номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе.

Цветные полоски на протекторе -  для удобства опознавания шины на складе. Другой смысловой нагрузки цветные полоски на шине не имеют. Хотя, некоторые по ним определяют обкатку.
Одна из животрепещущих тем у автовладельцев - смысл применения низкопрофильных шин. Низкопрофильные шины имеют относительно низкую высоту боковины, поэтому на наших дорогах имеет место быть реальный риск повреждени шины или даже обода (пробой). Так что её у нас желательно накачивать по максимальной нагрузке и использовать металлические клапаны для высокоскоростных шин (гибкий стержень резиновых клапанов может порваться).

Это ещё не все недостатки. Широкие шины хуже противодействуют аквапланированию, повышают расход топлива, а также увеличивают вес (что дает повышенную нагрузку на подвеску). Ну и разумеется, они дороже.

Однако, понт дороже денег! Внешний вид - чуть ли не главное преимущество низкопрофильного счастья)
Что же в них хорошего? А можно гонять на скоростях! Низкий профиль обеспечивает отличную курсовую устойчивость, лучшие параметры разгона и торможения. Справедливости ради, такие шины также неплохо проявляют себя в условиях бездорожья. Но случаи бывают разные.

Такие дела. Выбирайте с умом и будьте осторожны. Удачи!

познавательно, техника, авто

Previous post Next post
Up