Истоки русского героизма. Князь Святослав

Sep 30, 2015 10:00

Оригинал взят у badgun159 в Истоки русского героизма. Князь Святослав

В прошлый раз, когда мы обсуждали с Вами феномен героизма, мы говорили о героях и их роли в народном сознании. Мы отметили, что герой обязательно выступает на защите интересов человека, сражаясь сначала с монстрами, чудовищами и другими свирепыми тварями, а затем с проявлением монструозности в людях (страх, ненависть, алчность, несправедливость, вражда, раздор и др.), а так же с природными и иными бедствиями. Эти качества присущи всем героям. Но в чём же русский героизм? Каков его генезис? Кого можно назвать первым представителем русской героической традиции?



Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.


Для начала следует констатировать, что русский героизм, это в первую очередь героизм военного образца. Восточные славяне изначально были народом-воином. Не воинственным народом, а именно народом-воином. Почему? Если обратиться к древним арабским и византийским хроникам, мы прочитаем о жителях русских земель как о "миролюбивых, добродушных и гостеприимных земледельцах". Постоянно защищаясь от набегов соседей, отстаивая свои дома и пашни от врага, эти добрые люди вынужденно постепенно становились воинами.

Обычно земледельцы не воюют. Они выращивают капусту и безропотно платят дань тому, кто силой приходит к ним в дом. С русскими же произошло иначе. Когда приходил враг и обкладывал данью русские поселения, русские платили. Но потом под воздействием яркого лидера, обращающегося к врождённому чувству справедливости, объединяли свои усилия и вышвыривали врага за пределы своего государства мощным и непреклонным ударом.
Здесь следует подчеркнуть, что "каждая крупная победа есть результат единства народа и что без такого единства русские не только не побеждают, но и могут быть надолго порабощены врагом" (с) Эту истину нужно очень хорошо запомнить и всегда иметь ввиду. Потому и нет в русской истории великих побед, одержанных только одной частью большого народа. А многочисленные раздоры, после которых начинается чужое иго - есть. Также, как и есть великие победы, одержанные русскими в целом. Вот такая особенность.

Давайте посмотрим на те обстоятельства, которые породили русский воинский дух.
"Достоверная русская военная история повествует, что еще в V веке до н. э. славянским племенам приходилось защищаться от кельтов (предков романоязычных народов) на западе и от скифов на юго-востоке. В V-III веках до н. э. славяне отражали нашествия сарматов (родственников скифов), для чего сплотились племена вятичей, живущих по реке Оке, и кривичей с верховьев Днепра.
В IV веке до н. э. пришлось вести борьбу с Римской империей - сначала защищаться от ее агрессивной политики, а затем и самим совершить ряд походов в римские владения в низовья Дуная.
Следом на славянские земли опять же с запада пришли готы - германские племена. Их отбивали вплоть до IV века нашей эры.
Потом начинается череда нашествий тюркоязычных племен: гунны (в V веке), авары и хазары (в VI-VII веках). Воевать против них было трудно. Это были кочевники - прирожденные воины, прекрасные наездники и знатоки тактики конного боя, неутомимые и подвижные, применявшие массу военных хитростей."(с)
Хазары неоднократно предпринимали походы на днепровских полян и другие соседние племена, но завоевать их не смогли. Зато им удалось надолго обложить данью племя вятичей.
Большую опасность представляли византийские армии, наследники Древнего Рима. Византийская армия грабила южные русские земли ещё систематичнее и основательнее хазар.
В этот тяжелейший для Руси момент, когда с двух сторон, как сжимающиеся клещи, давили хазары и византийцы, и произошло явление одного из первых русских героев - князя Святослава.



Кем был Святослав?
Святослав вёл свою родословную от князя Рюрика. Рюрик первым предпринял попытки объединения русских земель. Вслед за Рюриком князь Олег провёл несколько успешных военных кампаний как против хазар, так и против Византии.
Помните строки?:
"Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам"
и
"Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Царьграда".
Речь идёт как раз о походах на хазар и о взятии Олегом Царьграда-Константинополя - крупнейшего города Византии.
Вслед за Олегом княжить довелось сыну Рюрика - князю Игорю, а за ним и Святославу - сыну Игоря.

Святослав с четырёх лет (!) вкусил суровой солдатской жизни. Именно в испытаниях и лишениях выковывается стальной характер героя. Воспитанный воинами-славянами, Святослав перенял все те высокие нравственные качества, присущие защитникам своей земли. Готовясь в поход, он предупреждал противника о своих намерениях, отправляя послание "Иду на вы!". Противник начинал собираться, готовиться к обороне, но молниеносные удары дружины Святослава, его быстрые и слаженые переходы на длительные расстояния не оставляли противнику никаких шансов. Враг, как правило, бежал, бросая оружие. А ведь предупреждали же!





Какими деяниями отличился Святослав?
К моменту княжения Святослава развернулся в полную силу Хазарский каганат. Хазарские ханы обложили грабительскими пошлинами торговые караваны, идущие в сторону Руси из русского государства на Восток. Таким образом, торговля с Востоком оказалась почти полностью перекрыта.
Одновременно с Запада торговлю блокировала Византия. Византийцы захватили Болгарское государство - давнего друга и союзника Руси, перекрыв торговые потоки. Византийский Император понимал, что если торговлю не остановить, то Русь станет развиваться и, быть может, перегонит саму Византию! А кто хочет уступать власть? А что если русские окрепнут и их больше не получится так легко грабить, как раньше? Вот они и решили остановить развитие Руси таким образом, сговорившись с хазарами.

В этих обстоятельствах Святослав был вынужден прорывать сложившуюся блокаду.


Он занялся объединением славянских племён для организации наступления на хазар. Собрать удалось, судя по всему, около 5 тыс. человек. Хазары же, разбогатевшие на грабежах, сами драться уже не хотели и пользовались услугами 12 тысяч наёмников, размещённых гарнизонами в ряде крепостей.

Чтобы как-то нивелировать подобное преимущество противника, Святослав после своего традиционного предупреждения двинулся на столицу каганата - город Итиль. Быстро преодолев огромные расстояния, он неожиданным так рано ударом занимает столицу каганата. Разгромив столичный гарнизон, Святослав проходит с боями через земли подвластных хазарам ясов и касогов (осетин и адыгов), захватывает Тмутаракань и поднимается по Дону к мощной хазарской крепости Саркел, построенной византийскими инженерами. Но и Саркел с его гарнизоном не выдержал внезапного нападения дружины Святослава - крепость пала.

"Масштабный хазарский поход Святослава (войско только маршем прошло свыше 3 тыс. км, проплыло 1,5 тыс. км по рекам, провело множество сражений, взяло несколько крепостей) завершился несомненной победой. В результате разгрома ее военных сил Хазария фактически перестала существовать как единое государство. Окончательно добил Хазарию сын Святослава Владимир: ее остатки частично вошли в состав Руси (Тмутараканское княжество), частично продолжили автономное существование. Владения Русского государства расширились до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Крыма." (с)

После разгрома хазар необходимо было помочь давним друзьям - болгарам - освободиться от византийских легионов и открыть торговые пути в Европу.
Святослав быстрыми ударами освободил Северо-Восточные регионы от гарнизонов Византии и передал всю полноту власти болгарскому царю. Болгары не только не стали воевать с дружиной Святослава, но и влились в его ряды, в благодарность за освобождение. Византийцам не легко пришлось в боях с объединённой армией русских и болгар. Полтора года велась та война, пока не наступил её апофеоз у города Доростола (сейчас Силистра).

Византийцы хорошо подготовились к осаде Доростола. Они привели осадные орудия, подвели фураж, собрали огромное войско. Через два месяца осады, Святослав произносит свою знаменитую речь:
«Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут».
Воины ответили своему предводителю:
«Где твоя голова ляжет, там и наши головы положим».

За время осады произошло множество больших и малых битв. Вдвое уступающее по численности русское войско то и дело выходило из крепости и наносило мощные удары, нарушая планы привыкших к медленным осадам византийцев. Завершилась осада решительным боем, когда Святослав вывел из крепости всех оставшихся в строю воинов (оставив на стенах только раненых) построил их "стеной" и двинул на противника.

Так писал Лев Диакон о той битве: «Они сильно напали на римлян, кололи их копьями, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю».

Спасли византийцев только введённые в бой все императорские резервы из числа заколёных в боях ветеранов.

Закончилась война предложением императора начать переговоры. Слишком сильно русские побили его армию.





Однако на этом Византия не прекратила строить козни против Святослава. Не желая мириться со столь сильным противником и видя, что в открытом бою его не победить, император решает подкупить многочисленных разбойников, чтобы те напали на отряды Святослава из засады по пути домой. Натолкнувшись на засаду, и пытаясь пробиться с ранеными через днепровские пороги Святослав погибает.

Каков же был вклад Святослава, что мы называем его героем?
После Святослава осталась огромная держава. Ряд ученых считает Киевскую Русь его времени вполне соответствующей по масштабу западноевропейской «империи Карла Великого». Именно с появлением Святослава процесс складывания единого Русского государства принял такую скорость и мощь, а разрозненные племена до такой степени почувствовали, что они все вместе - русские, что только благодаря этому первоначальному импульсу сумели перевалить через три столетия последующей феодальной раздробленности и ордынского ига и вновь вернуться к собиранию русской земли. Военный гений Святослава дал не только силу и могущество Русской земле, но и вывел ее на широкую дорогу мировой истории. Соседи признали Русь могучим государством.

Святослав сформулировал такие черты русского героического духа, как "Русские не сдаются!". Им было сказано у Доростола:
"У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славою».
Эти качества мы и по сей день видим в солдатах, сражающихся даже тогда, когда победа видится не возможной. Это отмечали и генералы Вермахта, и полководцы Наполеона, и даже события последних лет на Донбассе демонстрируют небывалую стойкость подразделений ополченцев, в абсолютном меньшинстве сдерживающих превосходящие силы противника.

Другая черта, оставшаяся от Святослава - "Русские ничего не боятся!"  Он ничего не боялся сам и своих дружинников к этому приучил. Он потому и пошел домой через днепровские пороги, а не в обход, что русские ничего не боятся. Он ставил этот принцып превыше всего, даже превыше жизни. И в самом деле. Убежишь один раз, а потом уже никогда не убедишь своих солдат в том, что бежать должны враги под твоим натиском, а не наоборот. Если бы Святослав боялся, то не было бы никакого боя под Доростолом. Византийцы просто сожгли бы город вместе с обороняющими его воинами. Но столкнувшись с небоящимся противником в чистом поле римские легионы, имеющие тысячелетнюю военную традицию, дрогнули, даже находясь в большинстве.

Таким Святослав и остался на века - непобедимым, неудержимым, презирающим смерть.

При написании статьи использовались матераилы: https://gazeta.eot.su/

история, Руский Дух, Русь, Руский Мир

Previous post Next post
Up