Малый театр оперы и балета - 5января 1981 "Геракл"

Dec 26, 2013 11:21

Н. Мартынов «Геракл»
Либретто и постановка Н. Боярчикова.Художник - Кожевникова.В ролях: Зевс - Островский,Ира - Муханова, Афродита - Вишневская,Апполон - Новоселов, Дионис - Васильков, Геракл - Петухов, Еврисфей - Козадаев,Алкмена - Широких, Илона - Линник,Деянира - Горышкина.

Попробую начать с музыки. Музыка как раз хорошая, яркая, театральная, образная. На эту музыку можно было поставить любой балет - и такой, какой поставил Н.Боярчиков, и совершенно иного плана - более зрелищный, костюмный, действенный и т.д.
Либретто, сочиненное самим балетмейстером, страдает многими недостатками. Возможно еще, что мы поняли далеко не все, так как текста либретто не было. И пришлось его, так сказать, «читать» прямо со сцены. И чтение это не было особенно легким, но достаточно увлекательным. Хореографический язык этого балета достаточно сложен, тем более, что содержанием спектакля является не пересказ каких-то мифов, не иллюстрация подвигов героя, а его нравственное мужание, философия его подвига, если можно так сказать.
Начинается балет с рождения Геракла и его антипода - Еврисфея. Дальше все время их пути жизненные перекрещиваются. Геракл попадает в рабство к Еврисфею и совершает свои первые подвиги по его приказу, т.е. используя свою силу еще не зная, зачем. Потом он в пылу гнева убивает человека и впервые задумывается над смыслом своих поступков. Для него открывается разница между подвигом и убийством. Проходит Геракл и искушение земной и небесной любовью. Все действия героев направляются богами. Боги очень активны, они враждуют друг с другом, они вмешиваются в жизнь героев и даже вступают с ними в противоборство (битва Апполона и Геракла). Можно понимать их действия буквально, можно считать присутствие богов лишь чисто символическими, т.е. как любовь, силу, разум и т.д. Я думаю, что здесь уместно более сложное толкование, вмещающее и тот, и другой смысл.
В балете много интересных находок и содержательных, насыщенных сцен. Но очень много длиннот, повторов, излишних сложностей.
К сожалению, не удался финал. Автор не дал логического конца, не привел своего героя к настоящему подвигу. Осталось непонятным, почему Гераклу уготовано место на Олимпе, на котором стоит он в финале в позе Давида Микеланджело.
Образ Геракла, несомненно, удача Юрия Петухова. Он прекрасно, свободно танцует. В его герое далеко не главное - физическая сила, в нем есть даже что-то от Гамлета. Это герой, борющийся не только с врагами, но и с самим собой в первую очередь. Очень яркая, но более однозначная фигура - Еврисфей в исполнении Козадаева. Из богов очень хорош Апполон (Новоселов) и интересным оказался Дионис (Васильков), чего я не ожидала от исполнителя.
К сожалению, мало удачными и по хореографии, и по исполнению оказались роли Зевса (Островский) и Иры (Муханова). Эти отличные танцовщики не нашли себя в новых ролях. Хорошо танцевали Горышкина, Линник и Широких.
Впечатление от балета осталось сложное, противоречивое и значительно хуже, чем хотелось бы. Многим зрителям балет оказался вообще непонятен, и они уходили со спектакля.
Вчера был второй по счету спектакль. Потому было множество «своей» публики. Мы видели Дудинскую, Сергеева, П. Гусева, Колкера, Пахоменко и др.

Козадаев, Островский, Малый театр оперы и балета, 1981, "Геракл", Боярчиков, Новоселов, Петухов, Муханова

Previous post Next post
Up