Sep 11, 2013 13:36
Музыка из произведений Рахманинова, Мусоргского и цыганская музыка.
Исполнители:И.Марков, А.Галичанин, Г.Рубчихин, Е.Кузьмина, В.Арбузова, А.Гордеев.
Поначалу мне показалось, что я все это видела уже. В хореографическом языке балета отчетливо читались цитаты из прошлого Эйфмана, из «Чайковского» и «Дон Кихота», по крайней мере. Может быть потому, что первой сценой была сцена почти бытовая (в Мокром), под цыганскую песню, вводящая в мир любовных и других страстей… но эти страсти, также как и денежные - они довольно быстро отойдут на второй план, а главными станут философия Карамазовщины, борьба добра и зла не только в каждом герое, но и во вселенском масштабе, вечный спор о том, что есть истина, общечеловеческие катастрофы и надежда на спасение. Постепенно спектакль набирает эту космическую высоту. Правда, слово «постепенно» не подходит к балету, так как он в постоянном невероятном напряжении, как и проза Достоевского, он «закручен» до предела, техника актеров доведена до невероятных высот, заставляет вспомнить Бежаровскую труппу… И в то же время собственно танца все же не хватает. Это скорее пластическая хорео-драма невероятной технической, психологической, эмоциональной и философской насыщенности. Тут может быть название «Карамазовщина» подошло бы больше, чем «Карамазовы».
Для меня самым впечатляющими и убедительными сценами были сцены с великим инквизитором (Иван) и Христом (Алексей). И то, и то здесь не впрямую. Нет такой определенности. Это - носители сатанинского и христианского начала. Ада душевного много, больше, чем рая, или нет - больше всего борьбы, борьбы внутренней, с взлетами (и буквальными тоже) и падениями. Действие разворачивается в объемном пространстве, отнюдь не только в горизонтали. Вертикаль присутствует постоянно, поэтому "+" возникает или существует всегда. Но, кроме того, есть еще и третье измерение («полет» Мити в путах, буквально сковавших его по рукам и ногам, сцена убийства старшего Карамазова). Объемность физически и духовно чувствуется. Если прибавить сюда и свет и говорить о нем не в пространственном аспекте, а в духовном, то он тоже «одушевлен» - то как мрак преисподней, то как туман, морок, сумерки душевные, то как свет духовный…
Если говорить о братьях, то они довольно резко отличаются и внешне, и внутренне, но все они - Карамазовы, кровными узами окутаны, и каждый из них мучается, борется с искушениями в душе своей, и все вместе приходят к покаянию, к надежде очищения…
Работы актеров - блестящие. Все же Маркова (Алеша) хочется выделить и из них. Возможно, этот образ Эйфману особенно удался, так же как не удался, по-моему, образ Катерины Ивановны. Рядом с Грушенькой (Арбузова) она сильно проигрывает, она какая-то никакая… Но, повторяю, нужно смотреть второй раз.
Успех был бешеный. Аплодировали долго-долго, как на лучших спектаклях Кировского театра. Было много цветов, и Собчак бросил букет к ногам актеров.
Марков,
Эйфман,
"Карамазовы",
балет,
1995,
Арбузова