В продолжение разговора

Jul 23, 2009 12:25


Простите, мальчики!

Вы  никогда  не задумывались, какой опасности  подвергают  себя  люди, которые  решились  писать  книги?  А  зря. Поверьте  мне  на  слово, зарабатывать пером - не  самое  безопасное  занятие  в  жизни.  Какие  только  предложения не приходится  выслушивать  от  «поклонников  жанра», коими  я считаю  тех, кому  удалось  осилить  хоть  одну  из книг.  В  частности - моих. До некоторых  пор  я  считала, что каждый уважающий  себя человек  знает, что  такое образ,  художественный  вымысел и прототип. На  деле  оказалось иначе. Согласитесь, жизнеописание  конкретного  человека не  всегда  становится  предметом  всеобщего внимания и  называется  вполне определенным словом -  биография. Если биография  написана  самим  персонажем,  то  она  называется  автобиография  или  мемуары (когда  речь  идет о воспоминаниях). Когда биография  представляет  интерес для широких  слоев населения, ее  размещают  в  серии ЖЗЛ.  Так  вот,  ни тем, ни  другим  жанром  я  не  увлекаюсь  и пока не  собираюсь заниматься.  
Однако  многие  мои  знакомые и даже не знакомые  мне  люди почему-то узнают  именно  себя  в  моих  описаниях и  иногда  требуют  сатисфакции.
Самым  неприятным был  случай  с весьма влиятельным  человеком, который  даже  не  унизил  себя  до  того, чтобы  выяснить,  его  ли я  имела  в  виду.  Он просто  решил  для  себя,  что это  так,  боле того,  он  решил разобраться со мной  без  предварительных  переговоров.
-Ну  что, писательница, жить  надоело? - неласково   обронил  он, набрав  мой   номер. -  На стрелку приходи, разбираться будем. - Он  дал отбой.
На стрелку  я не  пришла, потому что  жить  еще не  надоело, более того, тогда  я  думала, что  жизнь только началась.
В другой  раз  ко мне  подошла  милая  молодая  женщина  с  перекошенным от злости  лицом. Даже  не представившись, она завопила:
-Откуда вы  так хорошо  знаете моего   мужа?!
Честно  говоря, я ни  мужа,  ни ее  не знала,  о чем  и сообщила барышне. Она  не поверила:
-Вы не  можете  не  знать его,  описывая такие   подробности, о которых могу знать только  я.
-Тогда передавайте  ему  привет, - только и оставалось  сказать мне. 
Как-то раз  я  попала  в ситуацию,  которая  действительно  послужила основой  для  одной  из сцен  в  книге.  Будучи  порядочным  человеком, я  предусмотрительно попросила  у присутствующих  разрешения  описать ее.  Все  любезно  согласились.  Естественно, я добавила  деталей, действующих лиц  и  исполнителей.  Боже  мой, какой  начался бардак, когда  вышла  книга. До  сих пор грустные лица и глаза с  укором  вопрошают меня : «Как  ты  могла?»
Робкая  попытка  доказать, что  образы  собирательны, и  к  реальным людям  мои персонажи  не  имеют никакого  отношения,  была  очень  показательной, но  бесполезной.  Я зачитала  вслух  ту  часть, где  был описан один  из героев.
-Ну да, это   же пор  меня! - сообщил мой   обвинитель.
-Хорошо,  Сереж,  давай  поэтапно! - Предложила  я. - У  тебя рост какой? 
-Метр  девяносто   пять.
-У  меня  написано «маленького роста».  Пошли  дальше: ты «лысеющий   блондин с кривоватыми зубами»
-Ну конечно,  нет. Ты  же видишь,  у меня  же черные, как смоль, густые  кудрявые  волосы. И  зубы, как  у Тома Круза!
- Вот видишь?  Теперь о  манерах: я  никогда  не видела, чтобы  ты  чавкал  и  хватал еду руками?  Или  я  ошибаюсь?
-Да нет, не  ошибаешься! - Серж, по-моему, начал раздражаться.
-В конце концов, жизненная позиция моего  героя:  Одна  официальная, три неофициальных  жены и девять детей в общей  сложности. Все жены хорошо  знакомы  между собой, дружат  и  сообща  воспитывают  ребятишек  в  одном  огромном  доме, - разве это имеет  к тебе отношение?
-Ты  же знаешь, что нет! - Серж  буравил   меня  взглядом, все  еще   подозревая  подвох.- Я  обожаю  свою  единственную жену и двух  малышек. Больше у  меня  нет  детей, а  если  будут  - только  с Лилей!
-Тогда, друг  мой, позволь мне  обвинить  тебя в непоследовательности! Если  ни  внешность, ни  манеры, ни  образ жизни  не  совпадают   с описанным мной  человеком,  на каком  основании был   сделан  вывод о том, что  я  его  списала с тебя?
-Но я  же  был там!!!
-Кроме  тебя  там  было еще двадцать человек.  С помощью  твоего метода  приближения образа каждый  из  них имеет право на  то, чтобы   признать себя  прототипом.
-Но я точно   знаю, что это - я.
Я замолчала, понимая, что вразумительные слова  только углубляют пропасть непонимания.
История  с  Серегой  заставила меня  крепко задуматься. Раздумья  привели меня к следующим  выводам: во-первых, людям может нравиться, что их  образ  увековечили, и вовсе  не  стоит  разубеждать их  в  этом. Во-вторых, если кто- то  обижается на  автора за то, что нашел себя в одном  из описаний, то  почитатели Достоевского, например, смело могут  приклеить  к себе ярлык   с названием  его лучшего,  на  мой  взгляд, романа.
И последнее: ребята, будьте самодостаточны!  Ваше непоколебимое  мнение  о  своих добродетелях ни за  что не  позволит  вам искать себя  в литературных образах и  даже  в бульварных  статьях. У тех, кто категорически считает  себя  прототипом моих незабвенных героев и ни при каких условиях не согласен  изменить  мнения, мне остается  только попросить  прощения и уверить   их в  искреннем  уважении  и  непредвзятости.  Простите,  мальчики!

Колонка

Previous post Next post
Up