Funeral jazz? Это что, когда пять весёлых негров, приплясывая, хоронят шестого?
Сергей «Шайтан» Сорокин
И первый выпуск нашей пока ещё безымянной нерадио и непередачи мы начнём в ключе ни разу не радостном, ибо темой нашей станет уже упомянутый выше funeral jazz, известный также честному люду под сценическими псевдонимами dark jazz, doom jazz, horror jazz или даже jazz noir. Впрочем, что из этого псевдонимы, а что будет в итоге записано в паспорте у пока ещё относительно молодого музыкального жанра, не знает никто - включая самих представителей фьюнерал-джаза. В частности, в графе «жанр» главных героев нашего сегодняшнего рассказа Википедия осторожно ставит Ambient, jazz, downtempo, experimental.
А героями нашими сегодня будет немецкая группа с труднопроизносимым названием Bohren & Der Club of Gore - коллектив, являющийся одновременно родоначальниками, эталоном и авангардом фьюнерал-джаза. Здесь я слышу утомлённый вздох знатоков и скептическое хмыканье тех, кто ещё не успел вступить в нашу секту приобщиться к творчеству этих замечательных немцев. «Музыку давай! Музыку!» - в один голос кричат и те, и другие… что ж, вот вам музыка.
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=PElGNp0mZkE Ну как, интересно? Тогда желающие могут начинать рыться в энциклопедиях на предмет истории группы и значения её названия - а я пока расскажу непосредственно о музыке. Композиция эта с альбома Sunset Mission 2000 года - третьего в дискографии группы и первого в обновлённом составе. Этот и все последующие альбомы записаны квартетом из барабанщика, басиста, клавишника и… ещё одного клавишника, по совместительству саксофониста.
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=aLEb0PPsWWg Именно замена гитары саксофоном и сыграла, на мой взгляд, решающую роль в формировании уникального и, не побоюсь этого слова, каноничного звучания B&DCoG. Две первых работы коллектива - Gore Motel и Midnight Radio, вышедшие в 1994 и 1995 году соответственно - являют собой скорее пример более или менее стандартного (но, прошу отметить, инструментального!) эмбиента с приджазованными гармониями и очень медленным темпом. Неофициальные источники уверяют, что в отдельных треках темп доходит до 30 ударов в минуту. Для примера: говорят, что в некоторых оркестрах музыкантам, способным играть произведения с подобными темпами, платят двойную ставку. Я, конечно, лично не проверял темпов в этих двух альбомах (перспектива сидеть над каждой композицией с метрономом меня что-то совершенно не привлекает :)) - но, в любом случае, своё заявление «Раз у нас не получается играть быстрее всех, то будем играть всех медленнее!» музыканты, как мне кажется, с честью оправдали. :) Вот, послушайте.
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=hkATLofJohE Если в классических альбомах Sunset Mission и Black Earth (2002), а также в более экспериментальном (в данном случае напрашивается слово прогрессивном, но в русском языке оно звучит чересчур неоднозначно) Geisterfaust (2005), «Борены» несколько ускоряются - сравнительно, разумеется - то в следующей работе Dolores 2008 года они вновь возвращаются к экстремально медленным темпам. Лично по моим ощущениям, это уже даже не тридцать, а гораздо медленнее. Кто сможет протопать ножкой в такт, тот получит место перкуссиониста в Государственном филармоническом оркестре конфетку. :)
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=EMCvSUndy3g И ещё одна находка, которая мне безумно нравится у B&DCoG - освещение на концертных выступлениях. А точнее, почти полное его отсутствие - что не только полностью соответствует духу исполняемой музыки, но и обеспечивает более полное в неё погружение. По-моему, это гениально.
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=cfhkqBifnEw Наверное, вы хотите спросить, почему я на протяжении всей нашей беседы говорю лишь об одной группе? Что ж, вопрос закономерный и непростой. Дело в том, что, несмотря на наличие у Bohren & Der Club of Gore последователей, подражателей и просто «коллег по цеху», ни один из слышанных мной коллективов не смог даже приблизиться к той простой, монументальной и минималистичной выразительности, которая отличает классические работы наших немцев. В числе близких по духу B&DCoG часто называют такие коллективы как Kilimanjaro Darkjazz Orchestra, Dale Cooper Quartet and the Dictaphones и наших соотечественников Povarovo. Увы, определённая (а в нашем случае это синоним слову недопустимая) степень суетливости в их музыке присутствует. Впрочем, и «Борены» далеко не сразу от неё избавились - поэтому будем считать, что вот у этих ребят всё ещё впереди:
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=pYVj0iiOt_0 А кому-то, быть может, больше придутся по вкусу более эмбиентные работы Дэйл Купер Квартета (местами напоминающие бессмертный саундтрек Акиры Ямаоки к Silent Hill) или лёгкие и несколько фоновые Kilimanjaro Darkjazz Orchestra… но их я вам предлагаю найти и послушать самостоятельно. :)
Всем спасибо за внимание - и до следующего выпуска!