Дети Ысыаха

Feb 25, 2012 17:01

Меня очень заинтересовал этот конкурс. Задумок было много, но форма выражения, демонстрирующая идею и соответствующая формату конкурса никак не находилась. Поэтому, участие в конкурсе не принимала, но чтобы потраченные усилия и собранный материал  не пропали даром, решила сделать этот пост, который я посвятила якутскому национальному празднику Ысыах.
Якутия-это моя малая родина. Я родилась и прожила в этом крае 17 лет. Родители мои до недавнего времени жили там и мой старший сын ездил к ним каждое лето и часто принимал участие в этом древнем празднике солнца. И хотя в моей крови якутской нет, но есть капелька тунгусской, может быть, поэтому якутские песни, танцы, обряды, вызывают во мне  эмоциональный отклик, рождая в душе некое удивительно-завораживающее, почти мистическое и давно забытое чувство.


Ысыах-это весенне-летний праздник в честь небесных божеств и возрождения природы,сопровождаемый обрядами,угощениями и кумысопитием,танцами,играми и скачками.Это встреча солнца,лета,начало нового жизненного цикла,своеобразный якутский Новый год. торжество жизни и Природы.




Ничто в мире не вечно - уходит прочь длинная и холодная зима, наступает время пробуждения великой Природы. С наступлением долгожданного лета все население от мала до велика начинает готовиться к главному празднику - Ысыах.




В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной - девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать.




Ысыах - праздник семейный. Каждая семья заранее тщательно готовится к нему: шьют праздничную одежду, готовят национальные блюда, кумыс и быппах, саламат. Во время Ысыаха обязательно со всеми близкими и родственниками проводят совместную трапезу и дается благословение уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению.




Затем все принимают участие в хороводе осуохай - массовом народном танце, танце единения людей земли Олонхо. Участники осуохая, взявшись за руки, передают друг другу положительную энергию и становятся родными по духу. В песнях праздничного хоровода воспеваются сила Природы, ее красота и величие, а также наступление благодатного лета и изобилия.




Самый пик и волнующий момент, кульминация Ысыаха - встреча солнца. Наступает новый день и теплые солнечные лучи ласково, с любовью и нежностью обнимают всех. Кажется, как будто вся природа: леса, травы, цветы - выплескивает свою живительную энергию в объятия солнца, одновременно заряжая ею всех.




А вот и главные герои этого национального и семейного праздника - дети!



















Якутская народная сказка
"Почему зима длиннее, а лето короче"
Закончив сотворение мира, бог спросил человека: "Что мне сделать
длиннее - лето или зиму?" Человек на это ответил: "Спроси у моих друзей коня и быка. Пусть будет так, как они скажут".
Первым спросил бог коня: "Ты бы как хотел, чтобы зима была длиннее лета или лето длиннее зимы?" - "Я бы хотел,- ответил конь,- чтобы лето было длинным, а то зимой очень мерзнут мои копыта". Тогда бог спросил быка: "А ты что скажешь: чтод ля тебя удлинить и что укоротить?" Бык ответил: "Лучше бы удлинить зиму, у меня в летнюю жару мокнет нос". Бог так и сделал: зима стала длинной, а лето коротким. Узнав ответ быка, конь рассердился и лягнул его в тот самый мокрый нос. Так лягнул, что выбил передние зубы. Бык в ответ боднул коня в бок и проткнул ему желчный пузырь. С тех пор, говорят старые люди, у лошадей нет желчного пузыря, а у рогатого скота - передних зубов.

национальный стиль фольклор, путешествия, впечатления, popova-art, домашняя работа Студии Л.М.Попова

Previous post Next post
Up