Депрессии посвящается.

Feb 12, 2012 21:24

Наконец-то нашла время посмотреть последние творение Ларса фон Триера "Меланхолия". Отношение у меня к этому режиссёру и его работам очень противоречивое. Ни один его фильм не похож на предыдущие. Поэтому, если "Рассекая волны" и "Идиоты" были для меня сильнейшим потрясением юности, то  "Антихрист" уже в зрелом возрасте, вызвал стойкое чувство отвращения, граничащее с яростью. Тогда мне показалось, что автор безжалостен или безразличен к эмоциям зрителя. Его интересует лишь интерпретация собственных, облекаемая в талантливо выстроенный художественный образ.




Каждый его фильм вызывает резонанс общественности, при этом награждается призами или номинируется. Что ждать от этого фильма, я не знала...
Итак,  начну с сюжета:

 Фильм состоит из пролога и двух частей. В прологе рассказывается о гибели Земли в результате столкновения с планетой Меланхолия. Дальнейшие события разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Жюстин (Кирстен Данст), которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр (Шарлотта Генсбур), сестра Жюстин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Жюстин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Жюстин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии, она с сестрой и сыном готовятся принять неизбежное…




Пролог снят необычайно красиво и живописно в замедленном темпе, как бы втягивая зрителя в повествование и красноричиво показывая финал. Увертюра Вагнера к "Тристану и Изольда", которая является сквозной темой, возносит и в то же время вселяет тревогу. Рождается ощущение чего-то коварно-соблазнительного, тягучего, опасного и безысходного. Так начинается этот фильм и состояние души под названием "меланхолия".

Обратимся к словарю. Меланхолия (от древнегреческого- чёрный и тёмный + желчь и гнев) - в русской терминологии «мрачное помешательство» - термин, обозначавший в начале XX века один из видов психических расстройств. Понятие близко к современному понятию депрессии. Сущность психических изменений при меланхолии заключается в том, что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не мотивированном или недостаточно мотивированном внешними обстоятельствами, и что психическая деятельность его вообще сопровождается неприятными, болезненными мучениями. Вместе с тем в сознании преобладают представления, соответствующие грустному расположению духа; фантазия и воспоминания больного направлены исключительно на неприятные вещи и события, он все видит в мрачном цвете, ничто его не радует, жизнь становится ему тягостной, стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, он делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть, которая нередко осуществляется путем самоубийства.



"Меланхолия" гравюра Альбрехта Дюрера 1514г.  Государственный Эрмитаж

Этот фильм, как нельзя лучше, демонстрирует все стадии этого состояния (эйфория, страх, одиночество, отчаяние, безысходность, смирение) от зарождения до логического исхода и единственного выхода-смерти.
Зная, что каждое авторское произведения является духовным автопортретом, можно предположить, что состояние меланхолии хорошо известно самому Триеру.  
"Идея фильма зародилась у Ларса фон Триер во время сеанса психотерапии при лечении депрессии. Терапевт сказал ему, что люди, подверженные депрессии, стараются действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, так как они и так ожидают плохих вещей. Триер затем развил эту идею в фильме, причём, без каких-либо амбиций изобразить апокалипсис правдоподобно с точки зрения астрономии, но, как способ изучения психики человека во время катастрофы. Ларс фон Триер вдохновился идеей планетарного столкновения, изучая веб-сайты с теориями о таких событиях. Большая часть личности Жюстин была основана на личности самого Триера"  с сайта Википедия "Меланхолия"(фильм, 2011)

Особенно достойным в этом фильме, кроме работы оператора Мануэля Альберто Кларо, является работы двух моих любимых актрис Генсбур и Данст. Они обе блестяще демонстрируют как проживают меланхолию такие диаметрально противоположные личности, как рационально и трезвомыслящая Клэр и неуравновешанная, странноватая и "видящая" Жюстин. В финале они как будто меняются местами. Чем ближе столкновение Меланхолии с Землёй (или поглощение?), тем спокойнее становится Жюстин и истеричнее Клэр.  Жюстин предчувствовала и ждала именно такой исход, а значит была к нему готова. Для Клэр-это, действительно, катастрофа "вселенского" масштаба. Она к ней не готова и не смирится с ней до последних секунд.




В заключение, осталось добавить: Триер верен себе. Он, как циничный и безжалостный учёный, исследует определённое явление или феномен. В данном случае это - сама жизнь людей на планете, которые заслуживают уничтожения. Он изучает тему апокалипсиса, сравнив её с тяжёлой формой депрессии и показывает опыт проживания меланхолии как опыт смирения со смертью с точки зрения  людей с разной психофизикой. Основную мысль автора можно выразить словами главной героини: "Жизнь на Земле-это ЗЛО. Никто о ней жалеть не будет. Потому что мы ОДНИ во вселенной. Я это ЗНАЮ."

Фильм, несмотря на его внешнюю красоту (которую сам автор назвал "романтизмом"), оставляет ощущение чего-то липкого, тёмного, затягивающего, страшного. Такие эмоции обычно испытываешь в кошмарном сне, в котором всё происходит медленно-медленно, но ты знаешь, что всё закончится плохо, а проснуться никак не можешь. Или во время затяжной и глубокой депрессии, выйти из которой нет ни сил, ни желания. И, даже, если удалось обмануть и расстаться с ней, в глубине души ты знаешь, что она навсегда останется с тобой. Остаётся только один выход, смириться с этой частью себя и принять себя таким какой ты есть, даже, если  для этого нужно снять самый красивый фильм о депрессии.

впечатления, восприятие и отклик, размышления, фильмы, мастера образов

Previous post Next post
Up