Давно не писала. Волнуюсь. Рученьки то помнят, хотя и потеют. Ещё и замахнулась вона куда. Страшно даже. Это же святыни, иконы, Богоматери, культ, на них молились и молятся. Их писали для алтарей и храмов.
Это давит и мешает выразить свои чувства. Свои. Не даты описывать и периоды эпох, а дойти до того центра внутри себя, который затрепетал и оплавился да так, что надо было глаза закрывать и отходить. Отдышаться и опять идти смотреть. Нет не смотреть, погружаться в…космос. Он бездонный. Там нет мыслей. Там нет тела. Там есть шар, который плавит изнутри, и я искренне не знаю, как он называется, но для меня очевидно, что все эти Мадонны писались именно для этого - расплавиться у их ног. Значит, они писались для меня, Надежды Юрьевны, что стоит с затуманенным взором, почти бездыханна, сдерживая то ли вопль, то ли слёзы, преодолевая страх соприкоснуться с этим горячим нектаром Любви. Я ж в нём умру! И от Надежды Юрьевны останется Ничто. Как же я потом соберусь?
В общем, по прибытию на планету Земля первое, что пришло-будь, что будет, напишу!
Я-женщина. Писались женщины. Да-да. Именно. Потому что были и земные Мадонны, и чувственные, и юные, и бесстрашные, и грозные, и плотские. Это в брошюре написано, что выражают они «материнскую любовь, символизм, таинство, заступничество, образ Церкви» и пр. и пр. При восприятии там другие смыслы обнаруживаются. Но все они, действительно, про одно - про горячий источник целой палитры чувств. Разными КАК, но проберут и доберутся, будьте уверены. Только и будьте бдительны, не отвлекайтесь на ЧТО. Смысл внутри. Всегда ЗА пределом внешних форм. Если, хотя бы, одна Мадонна заставит умолкнуть ваш аналитический аппарат (надо же какой младенец страшненький, а почему ангелы красные, ой как на мою сестру похожа!) и вы не сможете дышать несколько секунд, замерев, значит вы попали в святая святых - в сердечный центр. Добро пожаловать домой. Немного больно, как при ожоге. Он давно был забыт, но всегда был. Уже потом разольётся из груди горячим воском по конечностям. Можно плакать. Не возбраняется. Приветствуется. Вы - носитель Любви. Носительница. Чтобы добраться до этого, нужно было всего лишь изобразить Женщину. Вас. Круг замкнулся.
Если вспомнить о структуре образа, он работает так: цвет, мазок, линия. Спокойно и расслаблено войдите или отдайтесь тому, что ближе вам. Для меня это чаще всего цвет, потом подключается линия. Даже этого достаточно, чтобы оказаться за пределами ЧТО. Вы уже внутри. Наблюдайте. Терпение… Нахлынуло. Одна волна, вторая. Больно? Отойдите. Подойдите чуть позже. Или нет. Свои ресурсы вы знаете лучше. Там каждый лик - вселенная. Причём ваша, но ещё не познанная. Кому-то мелкими шажками, кому-то одним нырком. У всех по-разному. По-хорошему, выставка требует несколько этапов посещения. Тогда можно больше взять, нет, неправильно, погрузиться.
Можно попробовать со мной. Буду проводником. То, в чём утонуло моё Я.
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ ПОД АРКОЙ
Здесь через цвет Её покрывала тёмный в синих заломах - это окутал океан, погрузились, дальше платье алое к пульсации, к напряжению, пятно младенца к частому дыханию. Там запредельные цветовые контрасты. Именно запредельные. На тёмном фоне их нимбы и золото орнамента - звёздное небо (очень рискованно ассоциации сейчас давать). Дальше подключается форма, линия. Её шейка, волосы, линии лица, к головке младенца. Смотрите, от частых заломов покрывала и платья к плавности - она объединяет верхнюю часть композиции. Но там и дробности много, узорчатости. Затем скатываемся взглядом по арке и сливаемся по водопадным каскадам вдоль колонны опять по покрывалу к её ногам. Она внутри арки, внутри целостной оболочки, внутри яйца. Под куполом звёздного неба - Жизнь (дыхание), что заключена в океане, рождающем Любовь и Слияние. Это уже интерпретация прочувствованного. Субъективно.
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ (МАДОННА СТРОГАНОВА)
Это потрясающее погружение в цвет. Потрясающее! Розовое, дышащее пятно Её платья. Если отойти подальше от картины, а картина, надо сказать, одна из самых больших на выставке, вы очень быстро окажетесь в центре композиции. Туда показывает младенец. Попытайтесь воспринять это место как бы отдельно от остального. Розовый. Ручка словно уже внутри чего-то живого, материального, тёплого, осязаемого. Это очень чувственное переживание. Теперь к величию и покою форм и линий. К сиянию. Там много сдерживающего достоинства. Она - царица Небесная. И здесь, у этой картины накрывает - она Женщина. Живая, тёплая, манящая, чувствующая. Если справитесь с этим открытием, можно двигаться дальше. Но, я уже была как в тумане. Было ещё несколько попыток. Одно слово подойдёт - транс. Я была в трансе. И уже плавала в нём. Пришлось выходить на улицу.
Знаете, куда ноженьки меня, горемычную, понесли? В Храм Христа Спасителя. Там ждало меня ещё одно потрясение. Мне всё же кажется, я ненормальная. Как я могла столько пережить за два с половиной часа?! Почему-то очередь. К стыду, сказать, я в нём ни разу не была. Двигались быстро. Уже внутри мужчина за спиной сказал, что идут к иконе смоленской Божией матери. А, я-то хотела Матронушке Московской свечку поставить, если её икону найду. А меня несёт по очереди куда вглубь. И окрики: Двигаемся быстрее! Следующий поворот и мы в великолепном зале. В глубине огромная икона, буквально кусок стены тёмной, издалека видно, что образ Богоматери. Отвлекаюсь на роскошь убранства. Очередь несёт. Очнулась уже у иконы. Служки торопят: «Крестимся заранее, подходим прикладываться по двое». Вокруг люди падают на колени. Я подплываю к иконе и наконец поднимаю глаза…
Сдерживаю что-то рвущее наружу, похоже вопль. На меня с необычайной суровостью смотрит этот огромный лик. Прямо в душу. Как бы спрашивая, ты пришла просить? Так проси. А достойна ли принять?
Уже в метро, отойдя от шока. Потихоньку соображаю. Мадонны. Разные. Греческие, Византийские, Итальянские, Русские. Разные лики Любви. Материнской. Женской. Высокой. Небесной. Дающей. Вопрошающей. Строгой. Мягкой. Космической. Чувственной.
Они менялись. Они остались и поныне, и дошли до нас все сразу в одном месте. Мы живём поистине в удивительное время. У нас есть возможность воспринять и почувствовать всю многогранность Любви. Откликнуться на то, что ближе или что ещё надо воспитывать в себе. Мне грешной, видимо, сдержанность. Она ведь меня напугала буквально после буйства чувств и эмоций в Пушкинском. Бах! И отрезвила. Сокровенное носи в себе, не расплёскивай. Бывает и такая Любовь молчаливая и бесконечно терпеливая. Плавься, да не кричи. Поэтому, извините за многословность)
P.S. Ccылка на выставу
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2014/madonna/index.php