Два фильма о любви и больших стилях.

Jan 05, 2013 23:55

Каждый пост, в котором я упоминаю о кино - это моё признание в любви к этому виду искусства. Не просто любви, а обожания и бесконечного восхищения работами команд талантливейших людей под предводительством господина Режиссёра.

Может, это и не самые лучшие образчики киностилизаций, но, по крайней мере, наиболее свежие и поэтому яркие для меня примеры создания и восприятия по принципу не ЧТО, а КАК, позволяющие чувствовать разницу между СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ .


    

Эти фильмы связывает не только сюжет о любви, любви трагичной, любви с потерями, но и прекрасная высокохудожественная проработка костюмных и бытовых деталей той эпохи, которые позволяют нам окунуться и прочувствовать основные черты романтизма ("Яркая звезда") и модерна ("Шерри").


Оба фильма необыкновенно красивые. Каждый кадр в них- это полноценная, чутко выстроенная картина с определённой структурой, наполненная атмосферой стиля и повествования.



"Шерри"



"Яркая звезда"

Фильм "Яркая звезда" (реж.Джен Кемпион, снявшая, также, мои любимые "Пианино", "Портрет Леди" и "Священный дым") рассказывает историю английского поэта романтика Джона Китса, считающимся кумиром прерафаэлитов и скончавшегося в 25-летнем возрасте от чахотки. Последние три года своей жизни Джон понимал, что постепенно угасает, и именно в это время началась его романтическая связь с девушкой Фэнни Браун. При жизни поэта вышло три его книги, рецензии на последнюю были очень тёплые, но он уже их не услышал.
О поэте можно почитать здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/Китс,_Джон

Давайте вспомним, что такое романтизм.
Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%EC%E0%ED%F2%E8%E7%EC
Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2788/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

В романтическом искусстве преобладало возвышенно-героическое начало, патетика и порыв с одной стороны ( в французском варианте) и культ природы и чувства, таинственность, фантастичность с другой. Это сторона романтизма наиболее ярко выражена в искусстве Германии и Англии той поры.



Филипп Отто Рунге. Мы втроём. 1805 Не сохранилась

Джон Китс. К звезде.

О, если б вечным быть, как ты, Звезда!
Но не сиять в величье одиноком,
Над бездной ночи бодрствуя всегда,
На Землю глядя равнодушным оком -

Вершат ли воды свой святой обряд,
Брегам людским даруя очищенье,
Иль надевают зимний свой наряд
Гора и дол в земном круговращенье, -

Я неизменным, вечным быть хочу,
Чтобы ловить любимых губ дыханье,
Щекой прижаться к милому плечу,
Прекрасной груди видеть колыханье
И в тишине, забыв покой для нег,
Жить без конца - или уснуть навек.
Пер. В.В.Левика



Фридрих Каспар Давид. Восход Луны над морем. (1820-26), Национальная галерея, Берлин.

Весь фильм, каждая сцена пронизана чувством безвозвратности, печали, нежной трепетности и красоты сердечных чувств, которое только усиливает великолепная музыка и часто звучащие стихи из уст главных героев. В этих ритмах стихов весь чувственно-мистический мир романтизма.

Джон Китс
День отошел и все с собой унес:
Влюбленность, нежность, губы, руки, взоры,
Тепло дыханья, темный плен волос,
Смех, шепот, игры, ласки, шутки, споры.

Поблекло все - так вянут вмиг цветы.
От глаз ушло и скрылось совершенство,
Из рук ушло виденье Красоты,
Ушел восторг, безумие, блаженство.

Исчезло все - и мглою мир объят,
И день святой сменила ночь святая,
Разлив любви пьянящий аромат,
Для сладострастья полог тьмы сплетая.

Весь часослов любви прочел я днем
И вновь молюсь - войди же, Сон, в мой дом!
 пер. В.В. Левика









Фридрих Каспар Давид. Одинокое дерево. 1822  Национальная галерея, Берлин.

Медлительное и в то же время внутренне надрывное повествование фильма как и ритм его стихов, то в сдержанных, то вдруг в контрастных тонах на фоне британских ландшафтов, где даже цветовые сочетания как будто печалятся о чём-то безысходном, глубоко затаённом, невыразимом, наполняя этими чувствами душу зрителя и унося в эмоциональный мир романтизма.





Фридрих Каспар Давид. Кладбище в снегу.1817-19



Костюмированные фильмы ВВС всегда отличались высоким уровнем работ художников по костюмам и этот фильм не исключение.


  







Фильм желательно смотреть в оригинале, кто владеет английским, или же с субтитрами, чтобы слышать и чувствовать ритмы стихов Джона Китса в талантливом исполнении Бена Уишоу, а также его возлюбленной, которую выразительно и ярко сыграла Эбби Корниш.

Фильм "Шерри" оставляет совсем другое послевкусие. Оставим за рамками мелодраматичный сюжет, потому что глаза упиваются красотой каждого кадра и это пиршество вкуса и стиля не перебила трагичность любви зрелой женщины к мальчику а, также, достойная восхищения игра неувядающей Мишель Пфайффер.
Сюжет фильма основан на одноимённом романе французкой писательницы Сидони Коллет http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%E5%F2%F2, увидевшим свет в 1920 году, в котором повествуется история любви между Леа, прекрасной куртизанкой в отставке и Шерри, сыном её старой коллеги и соперницы. 
Биография  самой писательницы http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/143/  - это театральный роман длинною в жизнь, с нешуточными страстями, потерями, взлётами и падениями, она была одной из звёзд Прекрасной эпохи.



Коллет в пантомине "Египетский сон", поставленный в 1907 г. на сцене Мулен Руж

Прекрасную эпоху характеризовал не только историко-временной период между двумя мировыми воинами, но и неоромантические течения в искусстве.

"Неоромантическое искусство пребывало в надземной стихии, где реяли вневременные образы, где впечатления бытия утрачивали свою историческую и природную конкретность, переработанные своевольной фантазией. Мифы, легенды, сказки разных народов и времён перемешивались и сплавлялись с реальностью. При этом преобладали настроения меланхолические: тут было больше усталости от жизни, чем стремление открыть для неё новые перспективы, - в этом смысле термин "декаданс" (упадок) в какой-то мере оправдан. Но ведь и минорный лад принят в музыке, а не только бодрый мажор. Декадентские умонастроения конца века оказались настолько сильны, что на основе их сложился художественный стиль, довольно быстро завоевавший сердца даже широкой публики, - стиль модерн, иначе называемый (в разных странах) "ар нуво", "югендстиль", "сецессион", "либерти"." - Краткая история искусств. Н.Дмитриева - М.:Аст-Пресс;Галарт.-стр.507



Франц Фон Штук Саломея. 1906 Мюнхен, Городская галерея в доме Ленбаха.

"Образный строй модерна связан преимущественно с символизмом. Его доктрина предполагала всё видимое, всё сущее тайными знаками и шифрами вечных, вневременных идей; искусство - их интуитивное постижение сквозь внешние покровы. Символизм модерну предшествовал, питал его, но не всегда воплощался в его формах... Общие черты стилистики модерна отчётливее всего просматриваются в декоративных изделиях, украшениях, виньетках, витражах, мебели, светильниках, даже в модном покрое одежды, поскольку в модерне очень сильно стремление романтически декорировать повседневность, эстетически преобразить её... Господствует вкус к рафирированной изысканности... Модерн тяготел к синтезу искусств - это была его большая историческая заслуга." - Краткая история искусств. Н.Дмитриева - М.:Аст-Пресс;Галарт.-стр.508, стр.510


  



Джеймс Уистлер. 1834-1903 англо-американский художник, мастер живописного портрета в полный рост.

На мой взгляд, работы этого художника, который стремился запечатлеть первое поэтическое, музыкальное впечатление от предмета и называл свои работы симфониями и импровизациями, по стуктуре и образности соответсвуют костюмам и характеру главной героине фильма.

Теперь, можно обратиться к кадрам, чтобы посмотреть КАК художники и декораторы справились с воплощением стиля модерн на экране. Осталось отметить, что режиссёр этого фильма Стивен Фрирз, тот самый мастер костюмированных постановок, одной из работ которого являются "Опасные связи".













Шляпы Леа заслуживают отдельного внимания. По словам Мишель Пфайффер, оператор Дариус Хонджи ломал голову каждый раз, когда в кадре появлялись две женщины в шляпах, они просто не помещались в кадр, также актриса жаловалась на неудобства костюмов: корсеты, туго затянутые пояса, узкие длинные юбки доставили ей много неудобств.









И резюмируя, хотелось бы отметить, что такие фильмы учат нас не только элементарному вкусу, но и эрудиции в стилях, вниманию к деталям, которые ускользнули  бы, если не помнить о том, что художественный образ любого произведения искусств, к которому я отношу кино, определяет СТРУКТУРА. Мы учимся её видеть и чувствовать.

впечатления, восприятие и отклик, фильмы, popova-art, опорные образы, Большие Исторические Стили

Previous post Next post
Up