С работами Анны Николаевны я была знакома давно, её текстильные панно украшают стены родительских рабочих кабинетов, а также, её искусными руками были сшиты национальные костюмы для летнего праздника Ысыах
http://t-nadja.livejournal.com/3874.html, в которых щеголяли мои близкие в 2008 году. Наконец-то, на выставке "Саха-Экспо" мне представилась возможность познакомиться с ней лично.
Анна Николаевна в традиционных якутских украшениях илин кэбисэр (нагрудное украшение) и бёбёх (браслеты) из серебра.
Анна Николаевна Зверева - этнопедагог, потомственная мастерица по традиционному народному шитью и вышивке. С раннего детства она прошла в своей семье основательную школу технического ремесла шитья и вышивки. Профессионально заниматься творчеством Анна Николаевна начала с середины 1980-х годов. Впоследствии она откроет в улусах (районах) республики авторские студии. Среди её учениц и «стар и млад».
"Народное искусство всегда радостно, оптимистично. Оно утверждает жизненную стойкость народа. Оптимизм свойствен творчеству всех народов мира. Народы, проживающие на территории Крайнего Севера, где зима господствует долгих девять месяцев в году, сохраняют особенный склад характера с основательным, философским взглядом на окружающий мир. Национальный характер во времени определяется через сложную систему связей и в первую очередь с природой, с историей народа, формирующей его духовный опыт. "Якут - философ до мозга костей, мышление строго логично, чувства глубокие, спокойный и рассудительный нрав". Это основные человеческие качества якута. по меткому наблюдению В.А. Обручева." - Олонхо. Мир вещей. Этно-арт. А.Н.Зверева, 2009г., стр.4
П. П. Романов. "Витязь с невестой". 1938. Якутский республиканский музей изобразительных искусств. Якутск.
К сожалению, лучшего качества этой картины в цвете нет.
Конь в веровании и эпосе якутов занимает большое место. Для них это животное божественного происхождения, этому способствовала общая зависимость человека и коня от суровой северной природы.
На земле Олонхо принято украшать лошадь нарядным убранством в особо торжественных случаях: на летний праздник Ысыах и на свадьбу - уруу. Декорированием занимались и занимаются якутские женщины.
"В художественной культуре изготовления праздничного конского убранства имеет глубокие этногенетические истоки, свидетельствуют о развитии традиционных ремёсел, таких как обработка металла, выделка шкур, плетение из конского волоса, шитьё и вышивка, о высокой эстетической культуре и художественном вкусе народа."- Олонхо. Мир вещей. Этно-арт. А.Н.Зверева, 2009г., стр.10
Анна Николаевна с огромной любовью и знанием занимается этим видом национального декоративно - прикладного искусства.
Чепрак на выставке "Саха-Экспо 2012"
Её чепраки обращают внимание добротной массивностью, богатым растительным царством узора и насыщенной цветовой гаммой.
"Якут от природы скромный, он свои переживания передаёт отвлечёнными понятиями. Это прекрасная возможность в проявлении самых разных чувств. Цвет - это настроение. Чувство цвета - тоже в природе, его сакраментальность, символизм. Значение цвета, тона, правдивость в выражении внутренних и внешних проявлений человеческих чувств." - Олонхо. Мир вещей. Этно-арт. А.Н.Зверева, 2009г., стр.32
Также мастерица создаёт костюмы, в которых традиционный покрой и декоративные мотивы гармонично сочетаются с приемами современного моделирования. Это исторические костюмы, мужские и женские пальто, кафтаны, летние платья халадаай, головные уборы, необычные молодежные костюмы, исшитые причудливыми узорами рукавицы, палантины.
"Одежда - своеобразаная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Яркий самобытный элемент материальной культуры, стойкий индикатор этнической культуры, как синтез различных видов декоративно - прикладного искусства.
Конструкция якутского костюма, его детали выстроены пропорционально, отличаются исключительно правильным силуэтом, формообразующий конус. Я очень люблю якутский костюм. Чувствуется особый шик, очень наряден, с богатым декором являет собой общую законченность.
В конструкции якутского костюма мы наблюдаем взаимосвязь силуэтного сходства с урасой - летним жилищем якутов." - Олонхо. Мир вещей. Этно-арт. А.Н.Зверева, 2009г., стр.21
Якутская ураса.
Костюм для мальчика выполнен Зверевой А.Н.
Праздничные костюмя для праздника Ысыах, созданные Зверевой А.Н.
Среди множества работ Анны Зверевой стоит особо выделить так называемую текстильную мозаику - ковры со сложным геометрическим рисунком, причудливые панно, покрывала для сундука, коврики.
"Мозаика широко используется в одежде, ковровых изделиях, в предметах верования и быта.
Дух народа в абстрактном образе маленького квадрата. В этом художественном мини-знаке содержатся истоки двух культур: южных, характеризующихся зигзагообразными линиями, и северных, в которых большое предпочтение отдаётся чётким геометрическим формам. У якутов этот мини - знак воспринимается как "харах ойуу". Этот орнамент называется "квадрат движения жизни". Это означает, что жизнь не стоит на месте. Она движется в разные стороны. "Движение жизни" в орнаменте показывали прямыми линиями. Харах ойуу в якутском прикладном искусстве - чрезвычайно распространённый знак, этот знак - основа почти любого орнамента в текстильной мозаике". - Олонхо. Мир вещей. Этно-арт. А.Н.Зверева, 2009г., стр.20
Текстильное панно, представленное на выставке "Саха-Экспо".
Покрывало с подвесками для хаппахча (комната для молодой девушки). Покрывало висит на входе в комнату. Подвески звенят при попытке войти, поэтому родители девушки узнают, что кто то заходит к ней в комнату.
Находится в Азиатской этнографической коллекции Музея естественной истории и антропологии США.
К сожалению, в интернете, до обидного, мало фотографий работ Анны Николаевны, а те, которые я нашала, не очень высокого качества. Поверьте мне на слово, её панно, на первый беглый взгляд кажутся такими простыми, невзрачными, как говорится "ничего особенного", но стоит сосредоточится, войти в восприятия и через эти ритмы, сдержанную цветовую гамму, разные фактуры тканей входишь в пространтсво суровой, дикой, магической и прекрасной северной природы.
"Подчинение чёткости ритма, тональности, выявленный акцент в цветовом решении придаёт особенный характер, одновременно и скрытный сакраментальный смысл. Это наблюдается как в прикладном искусстве, так и в музыке." - Олонхо. Мир вещей. Этно-арт. А.Н.Зверева, 2009г., стр.20
С древности народы Саха играют на хомусе.
"С виду неприметный хомус таит в себе необыкновенные возможности, ибо способен извлечь из себя всё многообразие естественных звуков, как бы рождённых самой матерью - природой. У якутского хомусиста неограниченные возможности звукоподражания, и если играет настоящий мастер имитационной игры, то можно в разгар лета попасть в снежнюю бурю лютой зимы, а в зимнюю стужу - погулять по буйной зелени июльской поры. Его волшебная музыка напомнит о весне, нежная песня облегчит страдания, разгонит печаль, его торжествующая песня приумножит радости, принесёт успех." - Играйте на хомусе. Шишигин С.С., Покровск, 2012, стр.13
Послушайте игру хомусиста Шишигина С.С. (он, кстати, принимал участие в выставке "Саха-Экспо"), которая называется "Тундра" и во время исполнения посмотрите фотографии якутского края издетельства "Пента", а затем вернитесь к панно.
Может быть, прочувствовав магию ритма музыки перед Вами откроется и смысл ритмов панно, сделанных руками мастерицы. И тогда сквозь строгую, суровую, сдержанную цветовую гамму и ясный ритм композиции Вы попадёте в царство северной сказки, которое населяет мир разнообразнейших, причудливых северных образов, якутских духов и языческих богов.
You can watch this video on www.livejournal.com
Прочитать литературное эссе "Когда восходит солнце" Анны Николаевны о жизни, о творческом пути, о детских впечатлениях, о том, что формирует яркий, самобытный взгляд этно-художника на мир можно здесь
http://diaspora.sakhaopenworld.org/zvereva_r.shtml В Москве работы Анны Николаевны можно посмотреть в Музее декоративно - прикладного и народного искусства на Делегатской и в музее при постоянном Представительстве республики Саха в Мясницком проезде.