"Всегда незавершенность хороша.
Она случайна и неповторима.
Чем тщательней отполирован шар,
Тем незаметней катится он мимо.
Так стоит ли обтачивать углы
И сглаживать неровности устало?...
Что может быть величественней глыб,
Еще не превращенных в пьедесталы?..
Вадим Ротенберг
Считаю себя человеком взрослым (но не в годах) и даже с некоторым "багажом" жизненного опыта. Но, несмотря на то, что годы юности незрелой прошли, я продолжаю с тем же пылом разочаровываться в людях. Процесс этот мучительный и болезненный. Наконец, я озадачилась, а почему это со мной происходит?
Причина этого, к моему искреннему удивлению, оказывается, в перфекционизме.
Разочарование - это обратный процесс очарования, его откат, так сказать.
Признаюсь, с дет.сада была очень влюбчивой особой (при этом стеснительной - вот оно мучительное сочетание юного страдальца!), т.е очаровывалась быстро, более того, ежели реального объекта не находилось, не беда, я всегда могла его выдумать до мельчайших подробностей, благо с воображением у меня всегда было хорошо. Таким образом, я могла быть влюблена и в воображаемый образ, и глаз горел, и сердце билось, причём регулярно.
Ага, да здесь нездоровая зависимость, скажите вы. Что ж, пожалуй...
А что такое потребность в любви, ну, кроме, во внезапном преображении внешности?
Это потребность в ИДЕАЛЕ.
Идеал - это собирательный образ, обладающий недостающими качествами, необходимыми идеалисту, чтобы расти, в т.ч. духовно.
Т.е. в объектах любви и страсти мы ищем недостающие нам черты, которые приблизили бы к воображаемому идеалу самих себя.
В душе всегда мы носим воображаемый идеал спутника жизни, отношений, друзей, родителей, работы, путешествий и т.д., а, главное, и самое прискорбное, мы вынашиваем идеальный образ самих себя.
А реальные объекты (в т.ч. самих себя!) со всеми реальными недостатками и достоинствами, подгонем под идеальную выкройку. Как только сшитый костюмчик начинает трещать - ах, вот и подступило разочарование.
Более того, перфекционизм пускает свои ядовитые щупальцы и в сферу деятельности, в том числе, точнее, в первую очередь, в творческую и принимает разрушающие масштабы.
Если это описание, хоть, в какой-то степени откликнулось в вас, заходите под кат, продолжим небольшое исследование.
Фото Урсуса Верли (Ursus Wehrli) - Швейцарский художник и комедиант, автор цикла «Искусство уборки», возводящего перфекционизм в ранг искусства.
http://ubog.ru/blog/perfectionists/4.html "Эккерман, личный секретарь Вольфганга Гете, вел дневник. Однажды он записал, что в беседе с Гете высказал какие-то критические замечания по поводу одного из последних, на тот момент, произведений Мастера. Гете спокойно возразил: "Ну не всему же быть лучше лучшего." Несколько шокированный, Эккерман прокомментировал эту реплику в своем дневнике так : "Если это скромность, то весьма сомнительная". Думаю, что реплика Гете не свидетельствует ни о скромности великого поэта, ни об ее отсутствии, и к проблеме скромности творца вообще не имеет никакого отношения. А свидетельствует она только об отсутствии такого качества, как перфекционизм." Вадим Ротенберг
http://www.rjews.net/v_rotenberg/perfectionizm.html «Под перфекционизмом психологи понимают обостренное стремление к совершенству, которое может относиться как к собственной личности (и в этом случае выливается в бесконечное культивирование всевозможных достоинств), так и к результатам любой деятельности. На уровне житейского здравого смысла нередко расценивается как ценное личностное качество, поскольку связано с постановкой позитивных, социально одобряемых целей. По мнению многих психологов, перфекционизм представляет собой не столько достоинство, сколько серьезную личностную проблему, так как приводит к формированию заниженной самооценки, высокой тревожности и в целом негативно сказывается на мироощущении человека и результатах его деятельности».
Большая Психологическая энциклопедия
Причины перфекционизма (
http://ru.wikipedia.org):
Перфекционизм, в непатологическом проявлении, свойственен, по всей видимости, человеческой природе изначально. Совершенствование и стремление к идеалу возникло в человеке со времени зарождения второй сигнальной системы (мышление и речь) и формирования абстрактного мышления.
Развитие перфекционизма исторически можно отнести к античному времени, когда человек избавился от постоянной заботы в удовлетворении первичных потребностей (первая сигнальная система) и начал рефлексировать. Cвободное время пошло на развитие основных категорий мышления, в частности абстракции, на почве которой, как один из ее видов, возникла идеализация. Временем возникновения идеализации можно считать период формирования мифов.
Карен Хорни утверждала, что перфекционизм является неотъемлемой частью «идеализированного образа».
В патологической форме, пытаясь скомпенсировать своё чувство неполноценности и по многим другим причинам, невротик подменяет реальное представление о себе на составленный им идеал. Имея представления о себе как о собственном идеале, невротик начинает жестоко критиковать себя, когда находит что-то, что противоречит этому. Например, если, согласно его представлению о себе, он очень талантлив, но вдруг не может написать стихи, когда ему вздумается (или не может написать очень эмоциональные, идеальные стихи), он обрушивает на себя критику в смеси с презрением к себе.
Считая, что он идеален, он думает, что окружающие и вообще сам мир должен относиться к нему соответственно. Невротик также становится сверхчувствительным к критике и начинает бояться и стараться избегать всего, что способно показать ему, что он не соответствует своему идеалу, разрушив его иллюзию о себе.
Из книги Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Творчество. Высвобождение внутренних сил:
"Я слышал одну прекрасную историю. Жил однажды великий скульптор, живописец, великий художник. Его искусство было так совершенно, что когда он делал статую человека, трудно было сказать, где человек, а где статуя. Она была такая живая, такая похожая.
Астролог сказал ему, что приближается его смерть, что он скоро умрет. Конечно, он очень испугался и встревожился, и как каждый человек, он захотел избежать смерти. Он подумал об этом, медитировал и нашел решение. Он сделал статуи самого себя, всего одиннадцать, и когда Смерть постучалась в дверь, и вошел Ангел Смерти, он спрятался среди одиннадцати своих статуй. Он перестал дышать.
Ангел Смерти был озадачен, он не мог поверить своим глазам. Этого никогда не случалось - это выходило из ряда вон! Неслыханно было, чтобы Бог создал двоих похожих людей; он всегда создает уникальное. Он никогда не верил ни в какую рутину, он не похож на конвейер. Он абсолютно против копирки, он создает только оригиналы. Что случилось? Двенадцать человек, абсолютно одинаковых? Кого из них забирать? Взять нужно только одного...
И Ангел Смерти не мог решить. Озадаченный, встревоженный, нервный, он вернулся. Он спросил Бога:
- Что ты сделал? Там двенадцать абсолютно одинаковых людей, а я должен забрать только одного. Кого мне выбрать?
Бог рассмеялся. Он подозвал Ангела Смерти поближе и прошептал ему на ухо формулу, ключ к тому, как отличить реальное от нереального. Он дал ему секретный код и сказал:
- Теперь иди и скажи это в той комнате, где художник прячется среди своих статуй. И Ангел Смерти спросил:
- Как это поможет?
- Не волнуйся, - сказал он. - Просто пойди и попытайся.
И Ангел Смерти пришел снова, не веря, что это сработает... но если так сказал Бог, так и нужно сделать. Он вошел в комнату, огляделся и сказал, ни к кому в частности не обращаясь:
- Господин, все в полном порядке, кроме одного. Ты сделал очень хорошо, но кое-что упустил. Есть одна ошибка.
Человек совершенно забыл, что прячется. Он выскочил и сказал:
- Какая ошибка? Смерть рассмеялась.
- Ты попался! - сказала она. - Вот единственная ошибка: ты не можешь забыть самого себя. Пойдем.
Как правило, художник - это самый эгоистичный человек на свете. Но он не истинный художник. Он использовал искусство как средство для опьянения эго. Художники очень эгоистичны, постоянно хвастаются собой, постоянно борются друг с другом. Каждый считает себя первым и последним. Но это не истинное искусство.
Моцарт, Бетховен, Калидас, Рабиндранат Тагор - те, кто были величайшими, абсолютно уверены, что были не более чем полым бамбуком, и через них пело существование. Они были флейтами, но песня была не их. Она протекала по ним, но исходила из какого-то неизвестного источника. Они не препятствовали - вот и все, что они сделали, - но они не создали этого.
Это парадокс. Настоящий творец ничего не создает, существование работает через него. Оно овладевает им, его руками, его существом и создает нечто через него. Он становится инструментом. Это настоящее искусство, в котором исчезает художник, - нет речи об эго. И тогда искусство становится религиозностью. Тогда художник становится мистиком - не только технически правильным, но экзистенциально подлинным.
Чем меньше художника в его работе, тем он совершеннее. Когда художник абсолютно отсутствует, творчество абсолютно совершенно - в этой пропорции, вы должны помнить.
Эго есть невроз. И еще одно нужно помнить: эго всегда хочет быть совершенным. Эго большой перфекционист. Эго всегда хочет быть выше и лучше других; отсюда перфекционизм. Но в эго совершенство никогда не возможно, поэтому само усилие абсурдно. Совершенство возможно лишь, если эго нет - но тогда человек и не думает о совершенстве. Поэтому настоящий художник никогда не думает о совершенстве. У него нет ни малейшего понятия о совершенстве, он просто позволяет себе сдаться, войти в позволение, и происходит все, что бы ни происходило."
Небольшое резюме: каждый художник должен учиться видеть разницу между духовным идеалом и вымышленным идеалом самого себя. Грань эта очень тонкая и можно в любой миг скатиться в перфекционизм, который начнёт сковывать и отравлять все начинания.
Отрезвляемся и идём плодотворно творить дальше!