Человек, каким он должен быть! Давид. Микеланджело

Oct 18, 2012 21:57

Каждый раз, описывая впечатления от поразившего меня произведения искусства, чувствую неудовлетворённость и бессилие от того, что не могу передать словами то, что воспринимается глазами и душой. Так и хочется написать: "Это надо смотреть, а не рассказывать!" Все слова мира не помогут проникнуть в суть творения. Схватить его могут только чувства, освобождённые от времени эпохи и нашего эго. Воспринимая образ мы входим в безличностное, вневременное, бесконечное пространство красоты, а возвращаясь в "себя" ощущаем и ликование, и удовлетворение, и счастье, обновляющее наше мироощущение. У копии Давида Микеланджело в ГМИИ им. Пушкина я ощутила всю палитру этой высшей радости, это был момент озарения: «Человек - самое прекрасное творение в мире!»


Перед нами образ юноши - героя, человека, чья внешняя красота есть воплощение красоты духа. Сквозь внешние контуры просвечивает внутренняя суть героя, его правда. Спокойная, почти расслабленная поза, тело юноши, наполненное гибкостью, изяществом и одновременно внутренней яростью. Контраст покоя и не просто движения, а внутренней бесконечной силой и отвагой, готовой сокрушить всё и вся, ради сохранения мира. Это сочетание и есть основа героизма.

Мы видим человека за несколько мгновений до рокового момента, и потому внутренне он так напряжён, ещё секунда и свершиться действие - он бросит камень и убьёт великана, ещё секунда и его тело будет также напряжено, но внутренне обмякнет, ещё секунда и тело обагрится кровью врага, ещё секунда и лицо примет растерянное выражение от осознания свершившегося.
Но этого мы уже не увидим, но прочувствуем всем телом сейчас. Не в этом ли заключается волшебство искусства, что мы прочувствовали роковое событие за секунду до того как оно произошло? Великий, немеркнущий с веками и эпохами контраст покоя и порыва, контроля и ярости, юности и внутренней зрелости, незащищённости и силы, внутренней уверенности и некой обречённости человека, готового пожертвовать собой и заставляет благоговеть перед этой скульптурой сотни поколений людей. Наши сердца замирают в восторге от осознания того, что сила и красота духа поднимает человека до Бога. Это образ не просто героя, а Бога-Человека. «Гуманист и учёный Пико делла Мирандола (с которым Микеланджело общался в молодости) вложил в уста бога такие слова, обращённые к первому человеку - Адаму: «Я создал тебя существом не небесным, но и не земным, чтобы ты сам себя сделал творцом и сам окончательно выковал свой образ». В этом наставлении - основа веры и идеала Микеланджело». - Любимов Л. Искусство Западной Европы - М.:Просвещение,1982.-стр.240 И как гениально он выразил эту внутреннюю божественную суть через внешнюю красоту своего творения!!! Его Давид невыразимо и бесконечно прекрасен!
«Всем своим искусством Микеланджело хочет нам показать, что самое красивое в природе - это человеческая фигура, более того, что вне её красоты вообще не существует. И это потому, что внешняя красота есть выражение красоты духовной, а человеческий дух опять-таки выражает самое высокое и прекрасное в мире.» - Любимов Л. Искусство Западной Европы - М.:Просвещение,1982.-стр.240, 243 Итак, если стиль - это жест, какой жест выражен здесь? Оберегающий и поражающий одновременно. Дарящий чувство покоя и защищённости, но таящее в себе беспощадную, благородную ярость. Жест человека, готового пожертвовать собой, жест возвеличивающий  и делающий его бессмертным. "Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида, исполненная Микеланджело, "отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских". Этот Давид, этот величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги и силы, спокойный, но тут же готовый развернуть эту силу для победы над злом, уверенный в своей правоте и в своём торжестве,- подлинный монумент героической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшее увенчание природы." - Любимов Л. Искусство Западной Европы - М.:Просвещение,1982.-стр.241-242 История рождения шедевра здесь: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29011/ P.S. Девочки, по просьбе Любовь Михайловны оставляйте комментарии в сообществе (кто в нём состоит). Спасибо

Пушкинский, восприятие и отклик, popova-art, Большие Исторические Стили

Previous post Next post
Up