Рабовладельцы Delivery Club

Jul 10, 2020 14:28

9 июля у офиса MAIL.ru Groop в Москве прошло собрание бастующих курьеров Delivery Club, организованное профсоюзом Курьер. В Екатеринбурге, Магнитогорске и Санкт-Петербурге так же проходили акции солидарности. Предыстория конфликта такова:

- Во время карантина нагрузка выросла в 6-7 раз, без выходных с 9 утра до 11 вечера на двух точках. Но в конце апреля нам перестали выплачивать зарплату и начали переводить на самозанятость. После этого перестали ставить смены. В среднем выходило 25 заказов за 10-12 часов и с дистанцией 2-3 км. Затем начались сокращения курьеров, ставили меньше смен. В смену в среднем получается взять 3 заказа в час. Зависит от целой системы рейтингов. Рейтинг - это среднее время доставки за неделю и за месяц, и по ней руководство решает, ставить сотруднику данный слот или нет. Среднее время готовки ресторана так же влияет на рейтинг, серьезно его снижая. У пеших курьеров наиболее странное распределение, - сообщил корреспондентам РК профсоюзный активист Виктор.



Устав работать «за спасибо», курьеры организовали независимый профсоюз и 3 июля выдвинули компании требования о погашении задолженности по заработной плате за два месяца (по данным профсоюза, за май и июнь у 300 курьеров она составила в общей сумме более 26 миллионов рублей), немедленном восстановлении всех незаконно уволенных сотрудников, заключении постоянных трудовых договоров вместо договоров об оказании услуг, отмене принудительного перехода на самозанятость и незаконных штрафов.

Однако, руководство DC проигнорировало требования, а после объявленной уже 5 июля коллективной приостановки работ более 70 курьеров перешло к массированному запугиванию и увольнениям персонала. Так, участникам был заблокирован доступ в приложение, а еще не успевшим присоединиться к акции курьерам пришли сообщения от бригадиров следующего характера: «любое публичное общение с третьими лицами, в СМИ, чатах, каналах и так далее касаемо рабочего процесса компании ... ведет к расторжению договора без выполнения каких-либо обязательств».

Примечательна и сама процедура «увольнения» курьеров. Дело в том, что Delivery Club не является прямым работодателем. Большая часть курьеров оформлена в сторонних организациях. Однако, там работники только числятся, а заказы распределяет приложение, принадлежащее непосредственно DC.

- Тех, кто был в офисе на предыдущей забастовке, потихоньку начали блокировать. В общей сумме около 700 человек. Блокирование доступа к приложению - это по факту увольнение, так как сотрудник просто не может работать. Но трудовые договора не расторгаются и у непосредственного работодателя сотрудники продолжают числиться. Прямые работодатели вообще не в курсе.
В целом - удобная схема: главный выгодополучатель при этом не несет никакой ответственности перед работниками, а в случае необходимости достаточно просто заблокировать аккаунт в приложении, не забыв при этом развалить специально созданную «прокладку» с зиц-председателем.

- Был случай в Некрасовке - курьеры были оформлены в «левой» фирме, и в определенный момент она распалась. Около 100 человек оформили в другой офис, а остальные остались без зарплаты. А например уйти в отпуск курьер может только уволившись.
Delivery Clab при этом продолжает получать миллиарды (только за 1 квартал 2020 года компания отчиталась о выросшей в два раза и составившей 1,82 млрд. рублей прибыли), экономя буквально на всем. Так, клиентам компания рекомендует платить курьерам «чаевые»:

- Этой инициативой мы хотим подчеркнуть значимость курьеров, которые в этот сложный период помогают всем нам с доставкой еды и продуктов. Заказы сейчас доставляются бесконтактно, клиенты порой даже не видят курьеров. Чаевые могут стать хорошим способом сказать курьеру «спасибо». А мы удвоим все суммы, оставленные клиентами в качестве чаевых, чтобы поддержать курьеров еще сильнее», - комментирует вице-президент по foodtech Mail.ru Group Гюванч Донмез.
Ну а что - зачем платить нормальную зарплату самим, если можно хотя бы частично перекинуть эту обязанность на заказчика. А в случае чего честно заработанные деньги можно вернуть обратно себе в карман при помощи вполне официальной системы штрафов:

- Есть определенный список штрафов - 31 позиция. В трудовом договоре это все прописано. Трудовые договора оформляются с «левыми» компаниями, чтобы не платить налоги. А сейчас в основном курьеров переводят на самозанятость, курьер не числится в компании и сам оплачивает налог. Переводят «добровольно-принудительно» - прозванивают и именно заставляют переводиться на самозанятость - если откажешься, они либо аккаунт заблокируют, либо смену не будут ставить.
Несмотря на то, что согласно Трудовому Кодексу (ст. 22 и 137) штрафы незаконны, по мнению «эффективных менеджеров» DC они «не оспариваются».

Однако, за три дня коллективных действий и благодаря общественному резонансу, 329 сотрудников уже получили зарплаты за май и июнь, а риторика пресс-секретарей Mail.ru Groop и Delivery Club поменялась на 180 градусов - «внезапно» выяснилось, что «никакой системы штрафов не существует, это просто системная ошибка и программные сбои приложения».

Данные «программные сбои» в DC происходят с такой частотой, что в среднем для того, чтобы компенсировать эту «техническую ошибку», у курьера уходит две недели работы без выходных по 10-12 часов. Отметим, что в конце марта компания «обнулила» комиссию для несетевые ресторанов и сетей, состоящих из «не более трех филиалов» в рамках «пакета помощи среднему и малому бизнесу». По данным пресс-службы DC, аттракцион неслыханной щедрости обошелся компании в 1 млрд. рублей. Странно, что «эффективные менеджеры» не догадались при этом назвать систему незаконных штрафов «добровольными пожертвованиями» работников в «фонд помощи» пострадавшим от кризиса рестораторам.

На данный момент было подано более 30 заявлений в Следственный комитет РФ по задолженности и незаконным штрафам, по сообщению профсоюза Курьер ведутся проверки. Руководство DC так же обещало подать иск против одного из прямых работодателей - фирмы «Амароли», поскольку по словам вице-президента холдинга Mail.ru Groop Владимира Габриеляна «DC оплатила все задолженности». Однако, профсоюзные активисты планируют продолжать акцию - ведь ранее, 5 июля компания уже пообещала отменить систему штрафов, которые тем не менее продолжились.

- Если наши требования не будут выполнены, мы будем подавать коллективный иск в суд, - сообщил председатель профсоюза Кирилл Украинцев.
Отметим, что подобная ситуация в принципе типична для большинства работников служб доставки и сферы услуг. Так, в этом году «Яндекс.Еда» незаконно уволила порядка 1000 курьеров. А незаконные штрафы и депремирования - это в принципе «норма жизни» для большинства работников данной сферы. И бороться с этим можно только сообща.

Что делать? Объединяться и действовать! В первую очередь - знай свои права.

ШТРАФЫ НЕЗАКОННЫ! Согласно трудовому законодательству, к дисциплинарным взысканиям относятся ТОЛЬКО замечание, выговор и увольнение (192 ст. ТК РФ). Более того, единственное, что работодатель в принципе может удержать из зарплаты - это неотработанный аванс, неиспользованные командировочные, излишне начисленные суммы из-за ошибок в бухгалтерии и сумму компенсации за использованный отпуск, который был получен в счет еще не отработанного календарного года. Причем даже эти удержания можно делать ТОЛЬКО с вашего письменного согласия.

Поэтому, если приложение «ошиблось», наказав вас рублем на только что отработанную смену, - сохраняйте скриншот и смело идите в трудовую инспекцию и прокуратуру.

Редакция «Рабочего Контроля» призывает всех работников сферы услуг организовываться в независимые профсоюзы и вместе бороться против рабовладельцев от агрегаторов и приложений.

Требуйте:

- отмены договоров об оказании услуг и перехода на самозанятость;

- заключения трудовых договоров и установления повременной системы оплаты труда с гарантированной окладной частью;

- отмены незаконной системы штрафов;

- национализации всех крупных торговых и логистических сетей и установления рабочего контроля.

В солидарности - наша сила!

Источник
https://vk.com/@rabochy_kontrol-rabovladelcy-delivery-club

Курьеры

Previous post Next post
Up