Книги 2021

Jan 09, 2022 14:06

1. М.Батырев - 45 Татуировок менеджера. (текст, рус)

Последнюю книжку по менеджменту я прочитал лет 5 назад, с тех пор как-то ни желания ни необходимости не было. А эта книга давно уже лежала у меня в списке. То там, то сям она попадалась мне во всяких рекомендациях и вот пришёл её черёд.

Книга представляет собой свод правил, которые автор - видный в российской бизнесс-тусовке управленец - вывел для себя эмпирически. Большая часть из них довольно проста и понятна. Но во-первых, систематизированные списки - это то что лично у меня хорошо запоминается и укладывается в голове; а во-вторых, все правила снабжены интересными примерами из его рабочего опыта, так что теория и практика тут неразделимы. Ну и сама центральная метафора - правила, как набитые татуировки (набитые в разных местах, и каждая напоминающая о конкретной истории) - мне очень понравилась: просто, но ёмко.

Мне эта книга хорошо зашла. Не скажу, чем она особенно отличается в плане содержания от прочих руководств по "правильному менеджменту", думаю, просто тон и подача оказались мне близки. Иногда цинично, иногда хладнокровно, но, кажется, искренне. Автор (он же и главный персонаж), отнюдь не идеален, но говорит дело, кажется, подтверждает поступками слова и вообще вызывает уважение. Несмотря на то, что весь опыт и примеры относятся к сфере продаж, информация в целом довольно общая и применимая в любой сфере.

Рекомендую всем, кому близка и интересна сфера менеджмента.

9/10


2. Алексей Иванов - Золото бунта, или Вниз по реке теснин. (аудио, рус)

Очень мне понравилась эта книга. Это первое, что я читал (слушал) у Иванова и явно не последнее.

18век, Сибирь, перепаханная пугачевским восстанием, первые заводы, человек пытается подчинить себе природу. Но природа живёт по своим законам, которые порой не поддаются рациональному объяснению. Потому мир полон дУхами, демонами и верой

"Увлекательный интеллектуальный детектив, блестящий исторический роман, глубинные исторические познания..." - это всё правда. В книге всё на месте: и антураж, и герои, и сюжет, и идейность. Плюсом ещё уникальный язык: кажется древним, с огромным количеством старорусских слов, понятий и явлений.. но при этом легко читаемый и доставляющий странное удовольствие (не то что оригинальный язык 18ого века). Не помню, когда так интересно было вникать в речь и манеру повествования.

У меня не было примерно никакого понимания этого времени/места, так что возможно сыграл эффект чистого листа. Не знаю уж в итоге насколько всё было так: нравы и мотивации, быт во всех деталях, мироощущение... но базовое понимание эпохи сформировалось (хоть и книжка-то художественная, фикшн как он есть).

10/10

3. Stephen King - The Institute (текст, англ)

Ох и люблю я Кинга. Дважды заходил на него в оригинале, и вот только на второй раз удачно.

Мне эта книга показалась ниже средней по автору (учитывая, что у Кинга эта средняя планка задрана до небес, и подавляющему большинству писателей к сожалению не светит). В общем здорово закрученный сюжет, постоянно нарастающий саспенс, детально продуманные и метко описанные персонажи (как всегда особенно хороши у него дети), читать - не оторваться... Но вот что-то по итогу не дотянул. Как будто к концу и градус реализма поубавился. Развязка вообще смотрится какой-то вымученной (понятно, что все узлы развязать - это всегда сложно), какой-то скомканной, даже если там задел под продолжение.

Но читал всё равно запоем =) Кинг есть Кинг.

8/10

4. Людмила Улицкая - Даниэль Штайн, переводчик (аудио, рус)

Давно любопытно было взяться за Улицкую. Не скажу, что от книги остался в восторге, но монолитность данного труда и язык заслуживают уважения и восхищения.

Сначала мне начало казаться, что книга про христианство, но потом в процессе я стал понимать, что главная тема - это конечно "Еврейский вопрос", а религия - это лишь одна из важнейших его составляющих. Причём спроси меня, "что это за вопрос-то?"... я промямлю что-то вроде: "ну... место евреев в этом мире", но это какой-то вялый и ничего не значащий ответ.

Но и вопросы религии, и христианства в частности, затронуты в немалой степени и под интересными ракурсами. Много размышлений о вере.

Временное пространство книги простирается от мировых войн до настоящего времени, географическое - от Штатов через Европу до Израиля. Много героев, много жизненных историй, разные позиции на одни и те же вопросы. Но всё-таки создаётся какое-то общее полотно, срастаются все лоскутки воедино, и даже не столько сюжетно, сколько тематически. В этом весь объём, полнота картинки.

Ну и да, книга о том, что истинные праведники во все времена выглядят в этом мире неуместно. Даже при том, что большинство людей - хорошие (так мне показалось, считает автор).

Книга немало оставляет после прочтения. С Улицкой продолжу, думаю.

7/10

5. Стругацкие А. и Б. - Пикник на обочине (Быков) (аудио, рус)

"Пикник" я конечно читал раньше, но это было, кажется, ещё в школе. Так что я и деталей сюжета совсем не помнил (разве что развязку... как её забудешь), и идейной составляющей тоже. А тут попалось аудио издание в прочтении уважаемого мной Дмитрия Быкова, да ещё и с мини-лекцией на тему произведения в конце (у Быкова целый цикл подобных аудио книг).

Я не прогадал: книга читалась как в первый раз. Несмотря на довольно простую и понятную конву повествования, эта небольшая повесть наполнена кучей интересных деталей и глубоких диалогов. Стругацкие всегда поражали меня вневременными персонажами, их диалогами и самим языком, актуальными и 40-50 лет назад во время написания и сейчас. Если в ранних произведениях 60-х годов Стругацкие были во многом типичными представителями советской фантастики, то уже в 70-х их произведения стали мало на что похожими. Но "Пикник" - это что-то особенное даже внутри творчества Стругацких, что-то, кажется, более близкое западной фантастике. Наверное, прежде всего из-за персонажей-индивидуалистов - одиночек, мало заботящихся об окружающих (речь тут не только про Редрика Шухарда); может из-за отсутствия какой-либо идеологии - книга пропитана безнадёжностью и нигилизмом, неясно, что вообще может вытянуть героев из того болота в котором каждый из них пребывает (а болото ли... а наши реальные жизни - не болото?) но при этом отнюдь не депрессивная (и как это им удаётся!).

Думаю, "Пикник" можно перечитывать раз в 10-15 лет и смотреться он будет по-разному.

По итогу остался безумно рад, утвердился в своей мысли, что это великая книга.

10/10

6. Пелевин - Принц госплана. (Быков) (аудио, рус)

Тут точно та же история, что и с "Пикником". Тоже многое для себя открыл. Прежде всего эту иронию на позднесоветские и ранние постсоветские реалии, которую я не мог уловить, когда читал это впервые в старшей школе (хотя игровая тематика была мне ближе =))

8/10

7. Ф.Бакман - Что мой сын должен знать об устройстве этого мира (аудио, рус)

Очень остроумно и жизнерадостно написанная книга о начале отцовства. Монолог отца своему годовалому сыну. Конечно мне она зашла из-за схожести контекста и описанных проблем. Наверное человеку не прошедшему через всё это будет не особенно интересно.

Во многом очарование от книги обусловлено чтецом - в прочтении Кирилла Радцига я теперь готов слушать практически всё что угодно =)

9/10

8. С.Лукьяненко - Порог (аудио, рус)

9. С.Лукьяненко - Предел (аудио, рус)

Как я рад, что Лукьяненко вернулся к истокам: насыщенным экшнам сдобренным небольшим количеством качественных размышлений о мире. Не ЖЖ-заметки от лица автора вставленные в книгу, а размышления вытекающие из канвы повествования, причём часто не явные, невысказанные, но напрашивающиеся. Сначала Зомби-серия, теперь космическая фантастика: будущее, разные расы, разные вселенные, вроде бы мир... но что-то нарушает равновесие.

Интересная вселенная, здорово продуманы детали и история, интересная завязка, никаких сюжетных нестыковок. Сюжетные линии вроде и выглядят простыми, но держат в напряжении и не дают надолго отложить книгу (я вижу в этом большое мастерство). Размышления о развитии цивилизаций, о том обязательно ли это приводит к самоуничтожению, о конфликтах в общем, о войнах и значении истории, об искуственном интеллекте и о смысле жизни естественно.

Соглашусь с тезисом, что сложно читать книги данной серии по-отдельности: многие ниточки уходят в предыдущую часть, а ты уже и не помнишь, что там было (при том что я слушал эти две книги с разницей всего полгода).

Меня как обычно расстраивает, когда книги являются продолжением друг друга как главы одного произведения. Т.е. обозначенный конфликт толком не разрешён (читай продолжение) и сюжет просто обрывается не приводя героев в какое-то относительное равновесие. Чуть ли не посреди боя книга обрывается и у тебя не остаётся вообще никакого чувства законченности. В серии про зомби у меня таких претензий не было - там всё чётко (может вторая книга изначально не задумывалась?..)

Первая книга ("Порог") понравилась больше - что-то неимоверно свежее в ней было для меня. Продолжение уже не так впечатлило, но тоже добротно. Жду продолжение (какое интересно название будет у следующей книги?... "Препятствие"? "Преграда?"... "Прореха"? ;-))

8/10

10. Д.Адамс - Автостопом по галактике. (текст, англ/рус)

Начал по-английски (наслышан о тонком юморе) - не пошло, переключился на русский (думал, будет легче) - то же самое, не цепляет. Прочитал меньше трети и забросил. Жаль, книга-то культовая, но не моё.

4/10

11. А.Куприн - Яма (текст, рус)

Есть что-то в русской классике будоражащее дух. Не во всей, конечно.... да и что считать "классикой"? В каком-то смысле и Стругацкие и даже Лукьяненко для меня "классика", но классика фантастики, это немного другое. На самом деле этой традиционной "классической литературы", примерно в моём сознании очерченной 19-м веком, после окончания школы я не так много и читал. Перечитывал Пушкина и Лермонтова, пару раз с наслаждением прочитал Анну Каренину... вот кажется и всё. Даже меня, любящего чтение и литературу, школьная программа видимо в каком-то роде пресытила. Так что при всём уважении к классике я подступаюсь редко. При этом периодически ощущаю какой-то пробел, который иногда хочется как-то заполнить.

Про "Яму" я узнал лет 8 назад, когда впервые пришёл в потом так полюбившийся нам питерский театр "Мастерская". "Два вечера в весёлом доме" поставленные по "Яме" до сих пор считаю одной из лучших виденных мной постановок. (Очень надеюсь, что ещё доведётся посмотреть). И вот спустя столько лет, наконец дошли руки.

Произведение про публичный дом и про девушек живущих в нём. Причём именно "живущих", ибо в то время и в том месте за пределами "весёлого дома" жизни у подобной девушки было мало. Героев много, у каждого своя история в своё время более или менее раскрываемая автором. Истории в подавляющем большинстве трагичные. По настоящему счастливых людей в книги нет вообще. При этом читается она легко и даже захватывающе; не столько из-за сюжета, сколько из-за изменений внутри персонажей, их раскрытия.

Проституция представлена в книге как гниющая язва на теле нашего социума, социально приемлемая, но от этого ещё более растлевающая. Автора интересует как в этот порочный круг люди попадают, как они существуют внутри, как пытаются выбраться. Помимо этой основной темы, разобранной весьма многогранно, Куприн размышляет и про половое воспитание, и про классовое неравенство, про бедность и богатство, и про трудности семейного быта. Крупными мазками он обрисовывает студенчество, полицию, богему, юнкеров и кадетов и даже чуть касается революционных идей начала 20-ого века.

Ответов у Куприна нет. Разве что осознание и признание существования проблемы - это первый шаг к её решению. Наверное, проституция будет ещё долго присутствовать в нашем обществе (всегда - не всегда, сложно экстраполировать), наверное в современном обществе она чуть более цивилизованна и менее унизительна, чем век назад. Я думаю, явление это очень неоднородное. Судя по всему и сейчас немало жести и низведения женщины до обезличенного удовлетворителя всяческих потребностей и желаний (порой совершенно бесчеловечных)

9/10

12. Билл Брайсон - Краткая история почти всего на свете (аудио, рус)

Научно-популярная книга прокатывающаяся галопом по основным научным вехам во всех основных естественно-научных областях. Книга об истории науки, написанная так, как автор хотел бы, чтоб науку преподавали в школах: интересные анекдоты из жизни учёных, интересные биографии, истории научных открытий, научные споры,... Т.е то, что не столько даёт тебе знания, сколько заинтересовывает. Конечно, только на таком школьную программу не построишь, но оно точно должно быть. Целевая аудитория книги начинается лет от 10, наверное, и простирается до бесконечности.

Во вступлении Брайсон говорит, что есть масса элементарных вопросов о нашем мире, которые появляются в голове ребёнка и на которые школьная программа не даёт ответов по тем или иным причинам. И вот он пытается в наипростейшей форме дать эти ответы.

Книга больше "популярная" чем "научная", и автор - просто журналист, не писавший никогда на научные темы, пообщавшийся с множеством учёных для написания этой книги, пропустивший всю информацию через себя и рассказавший всё понятое простым языком. В русском издании у книги есть научный редактор (человек явно более близкий к науке), который превратился практически в соавтора. На протяжении всего текста присутствуют его примечания, начинающиеся с "Вообще-то не совсем так...", "Тут явная путаница...", "На самом деле всё по-другому...". Не то, что автор что-то привирал; просто во многих вопросах ему не хватало глубины понимания, так что где-то он что-то путал или немного домысливал. В моих глазах, это ещё больше заставляло меня импонировать ему. Брайсон с самого начала честно заявил, что от науки он далёк, но всё равно постарается написать интересную научно-популярную книжку. Думаю, со своей задачей он справился.

7/10

13. Михай Чиксентмихайи - Поток. Психология оптимального переживания (аудио, рус)

Немало наслышан об этой книге и о понятии потока (потоковой активности) как такового. На самом деле книга о чём-то более широком и всеобъемлющем - о том как быть счастливым; а поток - это одна из важнейших составляющих. Поток - не есть счастье, но нечто, что это счастье может привнести или эмоционально приблизить. Книга... не то чтобы учит (тон повествования совершенно не назидательный, очень приятный), но рассказывает как можно приблизиться к "потоковым переживаниям" (т.е. к состоянию счастья) в разных повседневных активностях от работы и хобби, до общения с друзьями, занятия спортом и просто ничегонеделания.

Книги "о том как быть счастливым" - это отдельная большая дискуссия. Мне сложно представить как другие люди воспринимают подобную литературу. У меня есть какая-то своя довольно сложившаяся (что не значит "легко вербализуемая") позиция на этот счёт, и книга либо укладывается в неё (в лучшем случае внося какие-то детали и нюансы) либо не укладывается, и тогда просто проходит мимо меня. Эта книга из тех, что уложились =). По началу у меня были немало вопросов и претензий к автору, но уже к середине я осознал, что он в общем-то говорит о вещах мне близких, просто другими словами.

Как и большинство нон-фикшна, эта книга может быть тезисно расписана на паре печатных страниц. Большинство этих тезисов кажутся мне очевидными и интуитивно понятными (смотри на вещи и явления стоически, живи в моменте, работай с ожиданиями, фокусируйся на активности...). Но то, как автор эти тезисы раскрывает и чем он их подкрепляет, не вызывает ощущения "воды", читается с интересом, открывается под какими-то новыми углами.

8/10

14. Виктор Пелевин - Непобедимое Солнце (текст, рус)

Давно не брался за Пелевина... лет 10. Решил наверстать, ибо как к нему не относись, а фигура он культовая и книги его - поистине альманахи нашего общества (прежде всего постсоветского, но не только), детализированные слепки состояния постоянно изменяющейся эпохи, идей, мировоззрений, тревог, типичных персонажей. В этом отношении "Солнце" - типичный роман Пелевина.

Начинается книга просто потрясающе. Из головы молодой девушки (в смысле, от первого лица) Пелевин описывает её быт, взгляды на мир, проблемы. На первых 50-ти страницах я восхищаюсь речью, оборотами, мастерством перевоплощения писателя и уже начинаю советовать книгу половине своих друзей (а особенно моей подруге, с которой Пелевин как будто и писал образ главной героини). Но к середине первой книги (а роман состоит из 2-х) начинается классическая "пелевинщина" с психоделическими метафорами, идеями о том, кто же управляет этим миром за кулисами и утопанием в какой-то древней культуре просвечивающей или идущей параллельно основному сюжету (на этот раз в Античном Риме на грани распада империи).

Где-то на первой четверти второй книги я завяз. Сюжет разворачивается крайне вяло, идейно, кажется, тоже мало что происходит: книга распадается на эпизоды, сны внутри снов, межвременные параллели и многоуровневые метафоры (когда ты теряешься где-то посередине не понимая откуда ты к этому пришёл, и куда автор тебя ведёт)... В общем интерес как-то пропал совсем. Не дочитал.

5/10

15, 16, 17 А.Маринина - Каменская (аудио, рус)

"Стечение обстоятельств"

"Игра на чужом поле"

"Украденный сон"

Не скажу, что детективы меня когда-то сильно интересовали (как литературные, так и кинематографические). Кроме Шерлока Холмса толком и не читал ничего. К сюжетам про отечественную милицию отношение у меня было ещё более прохладное. Но ещё со школьных лет, когда я смотрел сериал по Каменской, что-то меня в нём цепляло (ну на самом деле, занятные персонажи, классные актёры, нетривиальные сюжетные ходы). И хотя сериал-то довольно простенький (а какие сериалы - особенно русские - были "не простенькими" 20 лет назад), мне давно было интересно почитать первоисточник. Тем более, что в ряде мест от ряда авторитетных для меня людей я слышал, что Маринина - действительно стоящий писатель и её детективы - это не просто жвачка для мозга (хотя кто что скажет против вкусной и приятной тактильно жвачки?!).

Мои ожидания оправдались. Книги читаются очень легко - язык очень приятный, а сюжеты затягивают. Герои описаны очень здорово, очень объёмно и реалистично с кучей деталей и шероховатостей. В каждой книге несколько переплетённых сюжетных линий и конфликтов, немало времени тратится на раскрытие персонажей (даже второстепенных) - в этом Маринина в моём восприятии близка к Стивену Кингу. В момент пересечения сюжетных линий, столкновения героев ты их уже неплохо знаешь, знаешь их стремления и переживания, мотивацию - всё это придаёт ощутимую объёмность и насыщенность описываемым событиям.

Я бы назвал прочитанные на текущий момент книги "детективными повестями" (а не просто "детективами"), может даже более обще - "экшном". Во-первых, как раз из-за сочности и густоты повествования, объёмности персонажей - это прежде всего повести (до романов кажется не дотягивают по описываемому временному интервалу и отсутствию какой либо диалектики), а уж потом детективы. Это прежде всего интересная книга о людях, а уж детектив это, или мистика, или исторический роман - это лишь фон, на котором разворачиваются события и раскрываются персонажи. (Тут я тоже провожу параллели с Кингом). Во-вторых, кажется, что если убрать интригу, детективную составляющую, то книга почти ничего не теряет. Часть сюжетов, описанных в прочитанных книгах, я помню ещё по сериалу, помню в чём там загадка и кто убийца... но менее интересно от этого не становится.

Идеологически книги не перенасыщены. Присутствуют постоянные рассуждения о добре и зле, о нравственности, о долге и о том, что правильно, а что - нет. Большинство персонажей и событий нарочито неоднозначные, так что чёткой границы между чёрным и белым почти нигде не проведёшь... и это всегда заставляет задумываться, но в какие-то глубокие рассуждения автор не уходит, и это кажется очень уместно, когда события вокруг разворачиваются стремительно. (И тут меня параллелит с лучшими книгами Лукьяненко).

Ну и конечно после всего этого я подсел как на качественный сериал. Сейчас на четвёртой книге. Попробовал временно подслезть после третьей, начало поламывать... так что продолжаю, и тешу себя мыслями, что всегда смогу бросить, если действительно припрёт ;-)

9/10

Previous post
Up