“Живет в тебе Христос”. Достоевский: образ мира и человека: икона и картина

Feb 14, 2015 19:05

Начало: http://t-kasatkina.livejournal.com/73994.html
Татьяна Касаткина
Каталог выставки
Живет в тебе Христос.
Достоевский: образ мира и человека: икона и картина
8. Созидание Храма


Все великие романы Достоевского заканчиваются иконами, воплощающими в себе самое существо замысла их творца (см. об этом главу моей книги "О творящей природе слова" - http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/kasat/book/b16.html ). Роман «Преступление и наказание» заканчивается иконой «Споручница грешных», на которой руки Богоматери и Христа не разнимаются, так же как впервые - и навеки - не разнимаются руки Сони и Раскольникова в последней сцене их встречи в романе.


Богоматерь выступает поручительницей всех, обращающихся через Нее к Сыну, свидетельствует о нерушимом договоре с Сыном - подавать неиссякаемую радость всем, кто о ней просит.
Роман «Идиот» заканчивается иконой «Положение во гроб»,


а роман «Бесы» - иконой «Жены-мироносицы», возвещающей воскресение Христово.


Роман «Подросток» имеет в эпилоге икону Евангелиста Иоанна, диктующего ученику на острове Патмос (там был написан и Апокалипсис - видение последних дней непреображенного человечества и последней битвы за его преображение).


А роман «Братья Карамазовы» заканчивается иконой «Причащение апостолов», Сионской горницей, прообразом Нового Иерусалима.


Это иконы, созданные событиями и людьми, отстоящими от времени евангельских событий на девятнадцать веков, проступившие в глубине неприглядной и жестокой повседневности, высветленные в ней жаром трагических событий романов. Так Достоевским из насущного видимо-текущего творится всемирный Храм, в котором зачинается вселенская литургия - таинство соединения Бога с человеком и человека с человеком.
И в центре этого храма - обращенные лицом друг к другу икона и картина, висевшие в кабинете Достоевского в последние годы его жизни и осенявшие его смертное ложе: Богоматерь «Всех скорбящих радость»


и Мадонна Рафаэля.


Мадонна несет Младенца - великую, неподъемную для материнского сердца Жертву за все мироздание, за землю, глобусом лежащую под Ее ногами, а за Ними следуют мириады душ, вводимых этой Жертвой в Небесное Царство. Но принимают эту Жертву - Богоматерь с Младенцем, раскинувшим руки, как на Распятии Дионисия, в радостном жесте приветствия и объятия.
Икона встречает картину. Крест открывает Рай.

Каталог выставки, Достоевский Касаткина

Previous post Next post
Up