Татьяна Касаткина
К вопросу об авторской теории творчества:
Образ мира и человека в восприятии Толстого и Достоевского
(опубликовано в: Достоевский и мировая культура. № 30 (1). М., 2013. С. 65-82.)
ч.2. начало см.
http://t-kasatkina.livejournal.com/46190.html Что же за схема описывает нам соотношение природы и индивида у Толстого? А это та самая
(
Read more... )
Comments 18
Вы высказали так много, что я как-то переварил не все. Но сразу вспомнилась и толстая работа Мережковского о них обоих и его сравнение Шекспира и Толстого. Где он аргументами отчасти схожими с Вашими убеждает, что Шекспир создает более христианский мир, чем Толстой.
О пощечине. У Бродского есть эссе где он полемизирует с толстовскими тезисами о ненасилии. Он замечает, что тот не дочитывает евангельские места об этом. На мой взгляд в том же духе, как вы трактуете эпизод с Ганей. всякую пассивность он отстраняет от ненасилия. его понимание ненасилия как чего-то противоположного "недеянию".
Reply
А какой именно текст Бродского Вы упоминаете - не подскажете ли? Я, видимо, не читала.
Но - я хотела бы подчеркнуть, что ни одной из проблем, поставленных Толстым, мы не имеем права сбросить со счетов на том основании, что она поставлена "исключительно в моралистическом плане" (и не выходит в план метафизический). Потому что деяние деянию рознь - и если подставленная щека, закрывающая собой другую щеку, превосходит идею ненасилия, то идея взять в подобном же случае дубинку для защиты от насильника - намного ниже ее. А Толстого - и именно христиане - усиленно пытались опровергнуть и с этой стороны. То есть - утверждая положительную - или хотя бы неизбежную - природу насилия.
Reply
Кстати, тут, в сродственном плане, интересно было бы рассмотреть письма Ганди к Алоизичу и к европейским евреям. Это по поводу ненасилия. Когда Ганди предлагал евреям "устыдить" Фельдфебеля самоим фактом своей массовой гибели. Нечто сродни макабрическогой идеи Волошина (Вчера за работой вспомнил уговоры Маруси: "Давай повесимся". И невольно почувствовал всю правоту этого стремления. Претит только обстановка - декорум самоубийства. Смерть, исчезновение - не страшны. Но как это будет принято оставшимися и друзьями - эта мысль очень ( ... )
Reply
Насчет первого соображения - все ведь зависит от того, что рассматривается как цели жизни. Первые христиане, бывало, бежали к единоверцам на арены, куда выпускали львов, - потому как это был самый быстрый путь к их целям... поясню - бежали, не чтобы прекратить здешнюю жизнь - а чтобы исповедать свою веру, любовь и единство с страдавшим Богом. Но если цели жизни - сохранение жизни любой ценой, то тогда, конечно, без палки трудно обойтись. И лучше ее максимально усовершенствовать. Это как бы очевидный путь - хотя, на самом деле, очень неэффективный - поскольку в результате твоя палка всегда оборачивается против тебя... но это не все способны отследить:)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment