Выстрел в Христа у Достоевского и Блока:
как возрождается надежда
Выстрел в Христа у Блока в финале поэмы «Двенадцать» имеет в русской литературе свой прецедентный текст. Это выстрел в Христа у Достоевского в главе «Влас» «Дневника писателя 1873 года».
Оба текста просто на удивление похожи и тематически, и структурно. И в том, и в другом тексте
(
Read more... )
Природа догмы родственна границе - мы ощущаем её реальность и функциональность в основном когда пересекаем её (кто с визой кармане, кто с автоматом наперевес). Ваши наблюдения в отношении поэмы "Двенадцать" и связи с Достоевским очень точны, на мой взгляд. В конечном итоге, эта идея восходит к классике кшатрийского пути: "Всякий раз, когда Дхарма приходит в упадок, и поднимает голову беззаконие, я обретаю тело, о потомок Бхараты! Для защиты добра и противостояния злу я рождаюсь вновь от эпохи к эпохе. О Арджуна! Тот, кто понял подлинную природу моих перерождений и действий, тот, покинув своё тело, больше не вернётся сюда, но пребудет со Мной". (Srimad Bhagavad Gita, 4:7-9). Но здесь есть один маленький нюанс: природа субъекта, к которому обращается Кришна (или колдун Тио Ортис из романа Ванденбрёка). Субъект должен быть достоин, готов перейти границу, совершить прорыв. Иными словами, после того, как герой "поднял руку и наметился" он "может упасть с ружьем в бесчувствии", а может выстрелить, расхохотаться, плюнуть и пойти пить водку дальше. А может сделать и другое: ударить себя в грудь и объявить всем "старый закон не действует я - пророк нового!" Не это ли произошло в конце десятых годов прошлого века? И не это ли может произойти сейчас? Мне кажется, всякому христианину сейчас полезно почаще перечитывать 24-ю главу от Матфея, поскольку настало время "волков в овечьей шкуре".
Reply
Reply
Leave a comment