Почему "Двенадцать" Блока нельзя понять без Достоевского...

Sep 23, 2012 21:13


Выстрел в Христа у Достоевского и Блока:

как возрождается надежда

Выстрел в Христа у Блока в финале поэмы «Двенадцать» имеет в русской литературе свой прецедентный текст. Это выстрел в Христа у Достоевского в главе «Влас» «Дневника писателя 1873 года».

Оба текста просто на удивление похожи и тематически, и структурно. И в том, и в другом тексте ( Read more... )

Касаткина, Блок, Достоевский

Leave a comment

gleb_butuzov September 24 2012, 12:40:48 UTC
"I know why Tio Ortiz chose me to carry the secret, what it was he saw in me. It was the ability to do this which is against the law, but do it to show that the law has become too weak, too limited. And with this I have confirmed to myself that I am a brujo [колдун], for I have done the impossible - to make the law stronger by breaking it." (André Vandenbroek. "Breaking Through").

Природа догмы родственна границе - мы ощущаем её реальность и функциональность в основном когда пересекаем её (кто с визой кармане, кто с автоматом наперевес). Ваши наблюдения в отношении поэмы "Двенадцать" и связи с Достоевским очень точны, на мой взгляд. В конечном итоге, эта идея восходит к классике кшатрийского пути: "Всякий раз, когда Дхарма приходит в упадок, и поднимает голову беззаконие, я обретаю тело, о потомок Бхараты! Для защиты добра и противостояния злу я рождаюсь вновь от эпохи к эпохе. О Арджуна! Тот, кто понял подлинную природу моих перерождений и действий, тот, покинув своё тело, больше не вернётся сюда, но пребудет со Мной". (Srimad Bhagavad Gita, 4:7-9). Но здесь есть один маленький нюанс: природа субъекта, к которому обращается Кришна (или колдун Тио Ортис из романа Ванденбрёка). Субъект должен быть достоин, готов перейти границу, совершить прорыв. Иными словами, после того, как герой "поднял руку и наметился" он "может упасть с ружьем в бесчувствии", а может выстрелить, расхохотаться, плюнуть и пойти пить водку дальше. А может сделать и другое: ударить себя в грудь и объявить всем "старый закон не действует я - пророк нового!" Не это ли произошло в конце десятых годов прошлого века? И не это ли может произойти сейчас? Мне кажется, всякому христианину сейчас полезно почаще перечитывать 24-ю главу от Матфея, поскольку настало время "волков в овечьей шкуре".

Reply

t_kasatkina September 27 2012, 05:35:03 UTC
Может. И большинство наверняка что-то в таком роде и сделает. И Достоевский показывает ведь двух кощунников - а каяться приползает только один. Но для Достоевского лик мира определяют (и предопределяют в будущем) одиночки, которые способны этот лик явить, а не масса, которая являет в лучшем случае лицо, в худшем - звериный оскал... "Ибо не только чудак "не всегда" частность и обособление, а напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи - все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались..."

Reply


Leave a comment

Up