Елена Кнорре. Философия как интертекстуальный источник художественной литературы (аудио)

Apr 12, 2017 01:49

Оригинал взят у philologist в Елена Кнорре. Философия как интертекстуальный источник художественной литературы (аудио)
11.04.2017. 17-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика", в Отделе теории литературы ИМЛИ РАН. Доклад Елены Юрьевны Кнорре (Константиновой) "Философия как интертекстуальный источник художественной литературы. Дневники и художественные произведения М.М. Пришвина в контексте религиозно-философский исканий "китежан" 1910-1920 гг". Ведущая семинара - Татьяна Касаткина. Аудиозапись.



Аннотация доклада: Дневники М. Пришвина и художественные произведения 1914-1920-х годов, не изданные в годы советского периода (повести «Цвет и крест», «Мирская чаша» и др.), становятся предметом особого осмысления с начала 1990-х годов. Публикация многотомного дневника Пришвина открывает новые вехи в его биографии и выявляет необходимость уточнения писательской репутации писателя. Сформированный в советское время образ «певца природы» приобретает новое «экзистенциальное» звучание. Дневники открывают, с одной стороны, особый пласт жизни Пришвина в кризисные эпохи (период Первой мировой войны, гражданской войны и революции, годы формирования нового советского государства), с другой - выявляют связь творчества Пришвина с религиозно-философскими поисками начала века - в ключевом как для художественных , так и для философских текстов этого периода «сюжете» пути в Невидимый град.

image Click to view



С 1990-х годов постепенно складывается традиция изучения философского контекста творчества Пришвина, появляются различные интерпретации самоопределения писателя в кризисные периоды истории, в частности, ставится вопрос о «жизнетворческой стратегии» Пришвина. Жизнетворчество понимается как «практика сохранения себя», своей творческой индивидуальности и своего слова, позволяющая «моделировать ситуацию противостояния и выживания вопреки времени». В этом направлении исследований рассматривается «охранительная» функция поведенческого выбора писателя «в противостоянии неустойчивому бытию».

Вместе с тем, включение М. Пришвина в философскую традицию «взыскующих града» дает возможность проблематизировать «охранительную концепцию» жизнетворчества. Нами будут рассмотрены линии сближения религиозно-философских исканий М. Пришвина с христианским персонализмом А. Ухтомского, А. Мейера, А. Горского , С. Дурылина. Эти контексты позволяют, на наш взгляд, рассмотреть концепцию «творческого поведения» М. Пришвина в аспекте персональной ответственности, «не-алиби» в бытии. В нашем докладе мы попытаемся обсудить две интерпретации концепции «творческого поведения» Пришвина в годы исторических потрясений: в охранительном контексте (противостояние «страшному миру» отчуждаемой от субъекта действительности) и в покаяльно-творческом (откровение «страшного мира» как «завесы греха», скрывающей истинное бытие - Невидимый град, «мы христианское»).

См. также:
- 1-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Александр Марков. Типология жанров классического комментария.
- 2-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Павел Фокин. Из опыта комментирования поэзии В.С.Высоцкого в собрании сочинений поэта в 11 т.
- 3-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Флора Олломоуц. Экранизация как восстановление первоначального смысла и комментарий к английскому автору в русской культуре по изобразительности и тексту сериала ВВС «Шерлок»
- 4-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Иван Лобанов. Эльберфельдская Библия как опыт буквального перевода
- 5-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Виктор Ляху. Заокская Библия: логика общего и частного предисловий как аспект комментирования нового перевода Священного Писания
- 6-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Анна Топорова. "Новая жизнь" Данте Алигьери как образец жанра автокомментария
- 7-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Александр Гумеров. Православное богослужение как комментарий к библейскому тексту
- 8-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Евгения Иванова. Комментарий: вчера, сегодня, завтра.
- 9-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Андрей Топорков. Издание “Повести о Светомире царевиче” Вяч. Иванова в серии “Литературные памятники": проблемы комментирования.
- 10-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Флора Олломоуц. Произведения по мотивам как комментарии к авторскому тексту («Записки о Шерлоке Холмсе» А.К. Дойла, сериал "Шерлок")
- 11-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Ирина Лагутина "«Западно-восточный диван» Гете: опыт интерпретации"
- 12-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Екатерина Дайс. Семья в зеркале Мэри Поппинс. Эзотерический слой произведений детской литературы XX века: необходимый комментарий.
- 13-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Александр Филоненко. Комментарий философского текста: культура присутствия, благодарение и комментирование.
- 14-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Екатерина Корбелла. «Если и не все [слова], то, по крайней мере, смысл их»: сравнительный анализ комментариев к «Новой жизни»
- 15-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Владимир Губайловский. Комментарий в эпоху Википедии
- 16-е заседание семинара, посвященного труду "Комментарий: теория и практика". Владимир Степанов. Межзаветный апокриф Иосиф и Асенет как протомидраш

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграмм: http://telegram.me/podosokorsky

комментарий

Previous post Next post
Up