Эргономические особенности украинцев

Aug 08, 2005 16:46


Взято из книги: Романов Г.М., Туркина Н.В., Колпащиков Л.С. «Человек и дисплей». - Л.Машиностроение, 1986.

Отрывок из главы посвященной эргономической разработке диспечерского пульта крупного химического предприятия.


[... skip ...] Интересна ценностная интерпретация некоторых элементов зоны отдыха с точки зрения отраженности в них национальной специфики общения.

Как уже отмечалось, операторы [предприятия] - в основном украинцы. К числу особенностей их национального характера можно отнести: обстоятельность, нелюбовь к спешке, активность, раскованность поведения, честолюбие, желание показать себя, капитальность («визмишь в руки - маешь вещь», утонченные, изящные вещи ассоциируются у них с «немужскими»), бережное отношение к вещам и т. д.

Композиционный строй «песочницы» во многом вбирает в себя эти ценности. Массивность, огрубленность форм ее элементов соответствуют представлению украинцев о капитальной, «мужской» вещи. Отсутствие в «песочнице» опоры для спины также удовлетворяет украинскому стереотипу поведения (для них характерна поза «кучера», им несвойственна русская «завалинка»). Заниженность (по высоте) горизонта общения, горизонта восприятия окружения - одна из особенностей, отличающая украинцев от остальных представителей юго-восточных славян. Украинцы не склонны беседовать «сложа руки», любая их беседа сопровождается непринужденной моторной активностью. Отсюда обязателен низкий стол в зоне отдыха, где бы операторы могли заняться любыми настольными играми. Украинцы, в отличие от белорусов, не предрасположены к созерцанию, уединению. Отдыхая, они стремятся продемонстрировать удаль, веселье, любят танцы и музыку. В связи с этим свето-, цветодинамика в сочетании с соответствующей музыкой представляется наиболее подходящим средством активизации данных операторов в периоды незанятости.

Специфику национального характера можно учесть также при моделировании предметной среды зоны активной рекреации. Пристрастие украинцев к спорту, особенно к велосипедному и тяжелой атлетике, очевидно. Отсюда уместно в составе предметности указанных зон предусмотреть различные тяжелоатлетические тренажеры. Такие устройства способны компенсировать физиологическую депревацию оператора-украинца, но и реализовать его потребность к соперничеству.

Образ соперничества может быть по-разному отражен в такого рода предметности. Можно развить тему соперничества с самим устройством, как это сделано, например, в игровом автомате. В этом случае устройство интерпретируется как своеобразный, противопоставленный субъекту мир. Такое соперничество разъединяет людей, усугубляет и без того значительный дефицит личностного общения. Соперничество украинцев - это противоборство людей, желающих и умеющих показать себя, свою силу, ловкость и умение. Оно может быть реализовано в простых, незатейливых по образу и, морфологии вещах, культурными образцами которых могут быть предметные реквизиты сказок: камни, деревья, животные. Следовательно, и образ предметности, на которую направлена физическая рекреационная активность оператора-украинца, должен быть образом вещи, замкнутой «на себя».

Учитывать особенности украинского характера, украинских традиций полезно и при моделировании других средовых поведенческих ситуаций. Например, общезаводская столовая по условиям производства значительно удалена от диспетчерского пункта. Во время регламентированных перерывов оператор, естественно, выключается из технологической ситуации, из атмосферы самого коллектива. Таким образом, налицо еще один источник дефицита общения. В ночное же время оператор вынужден обедать непосредственно на рабочем месте, которое далеко не приспособлено для этого. Такие условия приводят к дискредитации личности оператора, приучают его к неряшливому, унижающему его образу действия. Особенно досадно, если такая форма «культуры» переносится в быт. Понимая негативность сложившейся практики, проектировщики центрального диспетчерского пункта ввели в его состав специализированную зону, в которой среди прочего оборудования предусмотрен холодильник для хранения полуфабрикатов.

Между тем, вследствие специфики протекания технологического процесса в ряде случаев оператор подолгу не может оторваться от пульта. В таких ситуациях оператор вынужден принимать пищу прямо на рабочем месте. Следует отметить, что украинцы любят обедать основательно и к необходимости перекусывать (бутербродами и пр.) относятся с неодобрением. Поскольку в морфологии самого пульта управления трудно выделить элементы, на которые можно было бы поместить реквизиты обеда, то целесообразно использовать подкатное устройство (передвижной столик), чтобы обеспечить возможность нормально принять пищу. Вполне понятно, что кто-то из операторов время от времени должен заниматься ее приготовлением и сервировкой.

Возникает необходимость в моделировании образа такого оператора и реквизитов его действия. К хозяйке на Украине относятся уважительно, но место ее в дальнем конце стола, на втором плане. Само обслуживание стола традиционно относится к «немужскому» делу. Понятно, что сегодня это не носит столь острого характера, как раньше. И тем не менее представляется весьма ценным реализовать в образном строе реквизита такого обслуживающего оператора культурные смыслы равенства, демократичности и, может быть, даже некоторого превосходства над коллегами. Ценность смысла равенства восходит у украинцев к Запорожской Сечи, «мужской вольницы». Казак, приготавливающий обед, был там хозяином ситуации. Характерен пример «мужского» реквизита для приготовления пищи (большие остро отточенные ножи, приготовление пищи на открытом огне) в грузинской традиции, где это занятие в кочевых и военных условиях было исключительно мужским.

Смыслы «мужского дела» могут быть смоделированы и в той предметности, которой пользуется обслуживающий оператор. С ними сегодня связывается представление о сложной, требующей умелого обращения, «сверкающей» технике.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о необходимости и продуктивности художественного проникновения в духовную специфику поведения, в том числе и в ту ее часть, которая обусловлена национальным характером и традициями. Выделяемая в результате этого совокупность ценностных значений, характеризующих участников действия как социально-культурных, духовно ориентированных субъектов, несомненно, представляет значимость для художественного моделирования предметной среды в целом. Однако смыслы эти множественны, разноплановы и, как указывалось, сами по себе не задают художественной концепции, ее образа.

[... skip ...]

Давно собирался запостить этот текст, но повода не было. Спасибо avrom за повод.

политиццкое

Previous post Next post
Up