Кросспост в
dieselpunk. Там есть каменты.
Опубликовав свой
пост о пишущих машинках lord_k натолкнул меня на удивительное открытие: он подвигнул найти мою старую пищущую машинку, стереть пыль с надписей и посмотреть на неё свежим глазом, вооружённым поисковиками интернета.
фото ©
t_igor, кликабельно
И мне открылась удивительная история.
Как следует из надписей на машинке она было произведена «Mercedes Büromaschinen-Werke A.G., Zella-Mehlis, Thüringen».
фото ©
t_igor, кликабельно
Это предприятие под названием «Mercedes Büromaschinen G.m.b.H.» было основано Густавом Мецем (Gustav Mez) в 1906 году в Берлине для производства пишущих машинок конструкции Франца Шуллера (Franz Schuller), одного из пионеров конторского машиностоения. С 1908 года производство было перенесено в маленький городок Целла, расположеный в глухих лесах Шварцвальда в Тюрингии.
Расположеный в живописном лесу завод больше похож на дорогой курорт.
В 1919 году Целла объединился с соседним Мелис и получившееся образование стало называться Целла-Мелис (
Zella-Mehlis), но даже в объединённом городе никогда не жило более 17325 жителей (сейчас 12095 человек).
С самого начала существования фирмы началась судебная тяжба с компаниией Даймлер-Бенц из-за названия предприятия.
В 1913 году компании пришли к соглашению о разграничении применения торговой марки: маленькая фирма получила право на марку «Мерседес» применительно к пишущим машинкам, калькуляторам и конторскому оборудованию, в обмен на 20000 марок и отказ от производства чего-либо, относящегося к автомобилям, моторам и транспорту, в свою очередь гигант из Штутгарта обязался не называть «Мерседесами» пишущие машинки, если когда-либо почему-то вдруг надумает их производить.
С началом Первой мировой войны завод поменял продукцию и название, он стал называться «Mercedes Büromaschinen- und Waffenfabrik». Какое именно оружие производилось я не нашёл, но учитывая, что второе промышленное предприятие в этом городке было
«Carl Walther Waffenfabrik», и оно после войны выпускало калькуляторы
«Mercedes-Melitta», можно предположить во время войны их сотрудничество и в обратном направлении.
Кстати именно в этом городе в 1886 году и родился сам Карл Вальтер.
После войны фирма кроме пишущих машинок прославилась своими популярными калькуляторами
«Mercedes Euklid» множества модификаций.
Также предприятие известно своими новшествами: первой в мире электрической машинкой «Mercedes Elektra» 1921 года и, с 1933 года, первыми Kleinmaschinen - портативными пишущими машинками, среди которых самой поулярной была модель 134 «Mercedes Prima» образца 1934 года:
(Фото найдено
в одной французкой коллекции. Кликать осторожно! Их там сотни.)
Ничего не напоминает? Да, как оказалось, именно такая модель была случайно приобретена в комиссионке в середине 80-х. У неё перепаян руский шрифт, заменены клавиши и, похохоже что, перекрашен корпус:
фото ©
t_igor, кликабельно
Работала замечательно, никаких претензий, только время от времени перетирался шнурок, соединяющий каретку с приводящей её спиральной пружиной. Вот и сейчас на фото виден его обрывок. Помню, что заменялся он очень легко, но как именно сейчас вспомнить не могу.
И ещё два замечания:
По окончании Первой мировой войны фирма «Даймлер-Бенц» столкнулась с падением платёжеспособного спроса на автомобили и таки надумала выпускать пишущие машинки, но использовать название «Мерседес» для пишущих машинок было нельзя и пришлось их выпускать под маркой «DMG», хотя и украшеными трёхлучевой звездой. В 1926 году производство пишущих машинок в Штутгарте было прекращено.
Также следует упомянуть, что рекламые плакаты в стиле арт-деко для пишущих машинок «Мерседес» с 1911 по 1933 год делал венский дизайнер моды и театральный художник Эрнст Дойч (Ernst Deutsch). К сожалению по разным сайтам ходит только один из них, который и приведен в начале этого поста.
Если ссылки не указаны, то всё остальное взято здесь:
Mercedes-Benz Club of America и один
польский сайт. Из этих же источников скомпилирован текст.
А ведь я её чуть не выбросил!