Обещанный ответ, часть 1

Sep 10, 2007 12:15

Вот на это:
http://greymage.livejournal.com/427140.html
а также:
http://greymage.livejournal.com/426413.html?nc=18
http://greymage.livejournal.com/426641.html?nc=109
http://greymage.livejournal.com/426960.html?nc=88
с давней предысторией.

У меня нет своих детей и я не учу чужих, поэтому тема «религиозное образование в школе» задевает меня по касательной. Голос мой — в лучшем случае, совещательный. Но кое-что сказать я хочу и могу: на основе собственого личного опыта — атеистической семьи, советской школы и далее, по жизни маршем.

Нижеизложенное — моя личная позиция. Подчёркиваю: позиция не оригинальная в большинстве пунктов («Ура!» или «Увы!»), но моя собственная. То есть, я готова её отстаивать и отвечать за последствия, кроме разбитых дураками лбов. Зачем излагаю, если не собираюсь сообщать ничего нового? Для ясности и для опоры в дальнейшем, когда (если) мне приспичит обсуждать более спорные вещи.

Я понимаю, что высказываясь на «острую» тему, могу кого-то сильно разочаровать, оттолкнуть, ввести в соблазн и искушение. Мне очень жаль, но я испытываю насущную потребность об этом поговорить (именно сейчас, когда у меня есть некоторый лимит времени и сил на обсуждение «абстрактных» вопросов). Даже иначе: считаю неприличным смолчать.

1. Я за знакомство детей в школе с религиями как частью жизни вообще и мировой культуры в частности. Слишком многое у человека растёт из связки вера-религия-церковь и коллизий между этими тремя компонентами, включая их полное отсутствие. Многое: от философии и этики до моды на шляпы. Задним числом, исходя из личного опыта (местами — довольно печального), на выходе из общеобразовательной школы я хотела бы (помимо и не в ущерб прочему):
знать:
названия, самоназвания и внешние отличительные признаки наиболее распространённых религий, сект, околорелигиозных течений (признаки вероучений, объектов религиозной культуры, адептов — с картинками и примерами).
иметь представление:
— о содержании вероучений, священных писаний и преданий, канонических и еретических толкованиях оных;
— об истории возникновения и развития религиозных течений и организаций (как сами адепты это излагают и как оно выглядит со стороны);
— о составе, структуре, численности, внутренней иерархии и географической привязке религиозных организаций;
— о правилах поведения адептов разных религий между собой и с «внешними».
уметь:
— находить, при необходимости, аутентичную и достоверную информацию по религиозным вопросам;
— узнавать религиозно-мифологические сюжеты и символику в произведениях искусства;
— более-менее чётко опознавать, кто говорит со мной на религиозные темы, и понимать о чём вообще говорят;
— не наступать сдуру на чужие больные мозоли в вопросах веры-религии-церкви и беречь свои — мозоли и мозги;
— прилично вести себя в любом храме, куда могу попасть как турист, или сознательно избегать посещения храмов (прочих подобных мест), где происходит нечто лично для меня неприемлемое.
Насколько возможно запихнуть этот религиоведческий минимум в голову среднего школьника в рамках существующей программы? Нужно ли это современному школьнику? Считаю, что возможно и нужно — наравне с литературой, историей, философией, обществоведением, правоведением и т. д.

2. Я за углублённое изучение наиболее распространённых у нас, сильнее всего повлиявших на нашу историю и влияющих на нашу современность религий. Вот хоть на стенку лезь, хоть на потолок — Православное Христианство оказывается первым в ряду. За второе место спорят Ислам, атеизм (если-таки считать его религией) и язычество. Все остальные: буддисты, католики, иудеи — позади.

- Продолжение следует -

дискуссия, вера

Previous post Next post
Up