Выдержки из статьи "Под небом Флоренции" Альберто Кавалли.
"В нашем представлении традиция - это комплекс опыта, воспоминаний, фактов и свидетельств, передающихся из поколения в поколение. В более узком смысле традиция - это обычаи ипривычки, которые, переходя по наследству, становятся правилами. Если согласиться с подобной трактовкой, то можно сказать, что каждое правило имеет две стороны: новаторство, которое заставляет его развиваться, и традицию, которая делает его значительным и важным. Развиваться как мастер, который знает свое дело и относится к нему ответственно. Значительным, как представления человека, сознающего, что совершенство - это не раз и навсегда установленная данность, а цель, к которой нужно постоянно стремиться. Новый пункт назначения, желанный, словно оазис в безводной пустыне. “Капля воды в пустыне - вот настоящая роскошь!” - шутит Стефано Риччи.
Творческий манифест Стефано Риччи предполагает бескомпромиссность, высочайшее качество, мастерство и устремленность в будущее - принципы, которые с ним разделяют его сыновья Никколо (генеральный директор компании) и Филиппо (креативный директор).
“…Конечно, пустыня - это метафора, но я использовал ее, потому что довольно хорошо знаю бескрайние просторы Африки и восторг, который может дать лишь безграничная ширь горизонта. Свободу чувствовать себя как дома и наслаждаться красотой, в которой слились удивительная культура, тяжкий труд и бесконечное мужество. Это тоже роскошь, возможно, менее осязаемая, но не менее реальная”,- говорит Стефано Риччи.
О том, как правильно управлять современным брендом класса люкс. Первая заповедь: никогда не идти на компромисс в том, что касается качества. Этому принципу верны все члены семьи. Заповедь вторая - ценить и уважать главные флорентийские традиции: ручную работу и художественное творчество.
Помимо прочего, эта задача решается через всемирную сеть бутиков марки. Стефано Риччи встречает и обслуживает клиентов в помещениях, отделанных в стиле дворцов эпохи Возрождения. Бриар, серебро, ценные сорта кожи составляют интерьер, где представлены коллекции, в которые мэтр вложил свою душу. В них дорогая кожа (чаще всего крокодил, после выделки напоминающий шелк) соседствует с набивным шелком невероятно глубоких тонов. “Каждая деталь: от полок из ценных пород дерева до выполненных из серебра орлиных голов - должна указывать на мастерство того, кто ее создал”, - объясняет Никколо.
Свою любовь к искусству модный Дом Stefano Ricci каждый год демонстрирует на страницах художественных альбомов, где Филиппо отдает дань уважения большим художникам - от Магритта до Веттриано (в этих альбомах вместе с репродукциями их работ публикуются фотографии, в точности соответствующие сюжетам картин (нечто подобное делает журнал “Караван” в проекте “Ассоциации”. - Прим. ред.). В последнее время там появились и портретисты, чьи работы выставлены в Галерее Уффици. “Искусство - величайший источник вдохновения в нашей работе, - говорит Филиппо. - Это касается и формы, и цвета. Шедевры, с которыми мы имеем дело, созданы игрой воображения, они как сны. И я решил, что, если человек откроет альбом и увидит, как сюжет картины воплотился в реальность, он получит более глубокие и сильные впечатления”.
Сам Стефано Риччи считает, что важнейшими для истинного ремесленника являются следующие черты: “независимость, которая перерастает в предпринимательство, способность к диалогу и взаимодействию, которая воплощается в изготовлении вещей на заказ, иумение переосмыслять традицию, преобразуя ее в высокохудожественные предметы”. И все эти качества он обнаруживает всебе. Приобретение Antico Setificio, флорентийской шелкоткацкой фабрики XVII века, где на старинных станках производится тончайший шелк, полностью согласуется с этими принципами. Мастерство ткачей там выше всяких похвал. Чтобы вдохнуть новую жизнь в это уникальное предприятие, Риччи решил обучить еще одно поколение мастеров. Кроме того, он пригласил молодых, но подающих надежды дизайнеров испытать себя в работе с этими раритетными станками. “В марте я был в Париже, где мне вручили премию Les Talents du Luxe et de la Creation за мои заслуги. Во время церемонии награждения я обратился ко всем присутствовавшим там дизайнерам ипригласил их к нам, чтобы они своими глазами увидели, какими невероятными возможностями мы располагаем. Конечно, в каждом мастерстве должны быть свои секреты, которые следует тщательно оберегать, но верно и то, что истинными культурными достижениями нужно делиться, чтобы культура оставалась жизнеспособной”, - говорит Стефано Риччи (кстати, в июне этого года по случаю сорокалетия марки ему вручили также орден “За заслуги в труде”).
“Нельзя отмахнуться от наследия флорентийского Ренессанса как от запылившегося старья. Конечно, речь не о том, чтобы одеваться в музейные экспонаты, но мы должны ценить красоту и уважать традиции наших городов”, - говорит Стефано Риччи. Кстати, его связи с Флоренцией гораздо шире, чем производство качественной одежды на ее территории. Во время модного показа в Галерее Уффици публике была представлена новая система освещения Лоджии Ланци, этой архитектурной жемчужины, расположенной на площади Синьории. Финансировала проект семья Риччи, что свидетельствует о ее щедрости и чувстве ответственности перед городом. “Мы должны быть требовательными к себе, но одновременно благодарными и любознательными, - объясняет Филиппо. - Красота - это еще и инструмент, который исправляет иприводит к совершенству”.
Стефано Риччи согласен с сыном: “И через сорок лет я желаю, чтобы моим наставником по-прежнему была красота, ведь она всегда остается современной”, - говорит маэстро, закуривая. Над ним простирается небо Флоренции, под которым этот гениальный дизайнер изо дня в день соединяет новаторство и традиции, подтверждая мысль Ле Корбюзье о том, что традиция - это непрерывная цепь инноваций.