Все обсуждают сериал, я ещё не смотрела, но конечно же буду смотреть, потому что эта тема для меня очень важна. Хотя бы потому, что я из Киева, тогда это всё было очень близко, и в прямом и в переносном смысле, и у нас пол-класса было детей, эвакуированных из Припяти, родители которых работали на станции, порассказывали всякого, так что всё это оставило след и не оставляет равнодушной до сих пор.
Но вижу уже много эмоциональных мнений, жестких вердиктов и всего прочего. И просто хочется сказать, что прежде чем судить радикально и однозначно, иногда полезно посмотреть на вопрос с другой стороны, хотя бы чисто с организационной. Например, то, как тогда эвакуировали Припять и всю 30-километровую зону - считаю подвигом всех, кто в этом участвовал, от организаторов и исполнителей до тех, кого эвакуировали. Не представляю, как можно было это организовать, но они это сделали. И сейчас можно что угодно говорить о том, что ай такие сякие гады, не вывезли людей сразу же, не объявили вовремя и всё такое, но те, кто истерит по этому поводу (я говорю именно о тех, кто истерит, а не о тех, кто адекватно оценивает все стороны ситуации), просто прокрутите мысленно ситуацию срочного, за несколько часов, переезда одной семьи, например, а потом умножьте это всё на сотни тысяч, добавьте к этому фактор паники, опасности для здоровья, отсутствие привычных сейчас средств связи, колоссальные материальные издержки и прочее прочее. Просто представьте. А потом вспомните, что это было не в воображении, а на самом деле, и кому-то приходилось это всё делать, и все эти решения принимать и за всё это отвечать. И потом выгребать обвинения в том, что не сделали это сразу и всё такое.
Я когда-то смотрела передачу, где рассказывали как Щербицкий и другие власть имущие того времени решали, эвакуировать ли Киев. На минуточку, ЭВАКУИРОВАТЬ КИЕВ. Я не представляю, что должны чувствовать люди, которые вынуждены были принимать такие решения. Я просто попыталась представить себя на месте человека, который должен такое решить и мне стало физически плохо. Киев не решились эвакуировать (и слава Богу), но детей всех вывезли. Нашла то, что писала когда-то у себя в журнале в комменте об этом:
"Не помню точно, через какое время, но по ощущениям довольно скоро, где-то в середине мая кажется, всех школьников, кого не увезли родители, вывезли в летние пионерлагеря, у нас почти весь класс поехал, нашу школу принимал пионерлагерь под Харьковом, сейчас разное говорят, не знаю, как где было, но там нас так встретили, как своих детей, делали всё, что могли, чтоб нам было хорошо.
....
Да, увезли всех, ну не всех, но большинство, школьников, можете себе представить, сколько школьников в многомиллионном городе. Насчёт детсадовцев знаю по примеру своего брата, ему тогда было 4 годика, такое - детсадовцев централизованно не увозили, ну я этого не знаю по крайней мере, но вот у моей мамы на заводе сразу, в первый же день, когда стало известно об аварии, дирекция объявила, что всем, кому надо, могут уходить с работы когда надо, брать оплачиваемые отгулы и отпуска, только чтоб смогли сделать всё, чтоб увезти детей. Когда разъехались все, у кого было, куда уехать и кто смог уехать сам (что творилось тогда на вокзале - отдельный разговор, мама рассказывала), когда стало ясно кто остался, завод договорился с другим заводом в Днепропетровске и они приняли всех желающих мам с маленькими детками в своем заводском санатории, создали там такие условия, что разве что пылинки не сдували, вот меня отправили с классом в лагерь, а мама с братом уехали как раз туда в санаторий.
Вообще сейчас много говорят о том, как преступно себя повела власть, что не сказали сразу, тут я не спорю, но я думаю что сделали так, потому что ещё не было точного решения и понимания ситуации, масштабов бедствия, вот почему-то я не склонна обвинять в злобном умысле их. Зато я считаю, что при всех ошибках, было сделано многое такое и на таком уровне, что можно только уважать и преклоняться перед всеми, кто был задействован. Одна лишь эвакуация Припяти и Чернобыля чего стоила, шутка ли - за несколько часов вывезти несколько десятков тысяч человек, провести их дезактивацию, выдать новую одежду, выдать деньги, чтоб люди могли устроиться, ведь они там оставили всё, расселить всех, зарегистрировать кто где, чтоб потом люди могли найтись, ведь не было мобильных телефонов, одни родственники уезжали по одному адресу, другие по другому, и т.д.. - да это настоящий подвиг логистики и менеджмента, я считаю.
Даже по вывозу детей из Киева - я очень хорошо помню - к каждой школе автобусы, потом поезда, сопровождающие колонны милиции, воспитатели, много учителей поехало с детьми, с нами поехала наша классная руководительница, и нянчила нас потом как курица цыплят, помню ей из дома присылали пару раз посылки, какие-то вкусняшки, так она делила на весь класс, пусть по маленькому кусочку, но чтоб всем досталось. А в лагере - дети, напишите какую вы хотите еду, что вы любите, какое вы хотите кино, куда вас повезти. Местные власти обеспечили бесплатные телефонные переговоры по межгороду, чтоб дети могли звонить домой. Я в лагере заболела и попала в больницу, так мне каждый день из лагеря привозили коробку всяких вкусностей из столовой, я весь этаж угощала. Т.е. такая была забота от всех и такая отдача, и со стороны властей, и со стороны людей, всем, чем могли помочь - помогали все. Из-за того, что я заболела, меня забрали из лагеря раньше времени, а вообще всех отправили на 45 дней, а потом продлили ещё на 45. А меня забрали, и с бабушкой и двоюродным братом, отправили к друзьям друзей в Москву, к чужим для нас людям, но которые захотели помочь и мы месяца полтора наверное, жили у них на даче в Подмосковье. Так что я помню всё это как какой-то всеобщий порыв помощи и человечности, хотя знаю, что бывало всякое, но вот я помню такое."