И снова о беженцах

Jul 30, 2012 18:02

После завершения конференции оставалось два дня. На предложение чешских друзей прогуляться по Праге или побывать в лагере беженцев, выбрала второй вариант. Было интересно узнать, как сложился быт наших соотечественников в Чехии. Лагерь "Белло-Язово" расположился в двух часах езды от Праги. Это бывший лагерь военных. И режим здесь остался военный: закрытость во всем, охрана у главных ворот, посторонним вход воспрещен, фотографировать что-либо запрещается. Яна, выступавшая в двух ролях - водителя авто и гида, предложила: чем препираться с охраной, попробуем ее обойти. Для этого следовало найти в изгороди лаз и пробраться на территорию лагеря. Сказано-сделано. С трудом нашли лаз. Чтобы пролезть через него, пришлось сложиться вдвое, а там, по протоптанной дорожке, проследовали к нужному строению.
Принимающая сторона - семья Гамулаевых.



В Чехию уехали в 2004 году. Это случилось после того, как на посту "Кавказ" задержали старшего сына. Случилась обычная история. На тот период с деньгами было туго, и отец семейства в этом признался. После этих слов интерес к семье усилился. Документы сыновей проверили с особой тщательностью. Потом последовала команда: "Выйди и следуй за мной". Сына сняли с маршрутки, естественно, следом вышла вся семья. На ветру, на холоде простояли практически всю ночь. Родителям предложили забрать остальных мальчишек и уехать, мол, проверим личность старшего и отпустим. Естественно, никто никуда уезжать не собирался. Так и простояли до утра. А утром случилось чудо - сына отпустили. Скорее всего, тем, кто стоял на посту, семейство мозолило глаза.
Раздумывать и рисковать не стали - решили уехать. Прошли все круги ада, пока не попали сюда. "После лагеря "Червленный уезд" все происходящее кажется раем", - признается отец семейства. Вдаваться в детали не буду - это долго. Но натерпелись, говорят, всего.
В Чехии на тот момент функционировало 10 лагерей. Там, кроме чеченцев, жили афганцы, представители Дагестана, Украины, Белоруссии, много армян, индийцев, есть беженцы из Ирака, Чада, Алжира...
Средний сын Гамулаевых, Сайд-Хасан, много часов проводит в заброшенной военными мастерской. Научился изготавливать глиняную посуду.


Снабдил посудой многих обитателей лагеря. Решил было продавать ее - очень нужен компьютер. Но администрация лагеря тут же пресекла эту идею. Объяснение простое - глина, которую он изготавливает, ему не принадлежит.


Но компьютер юноша все-таки купил: собирал в лесу морошку, чернику и продавал. И купил вожделенный компьютер.
Я не знаю, как сложилась судьба этой семьи, но одно могу сказать - все они люди очень симпатичные. Отец Умар, мать семейства Марьям, сыновья Бислан, Сайд-Хасан, Булат, Айнди и Магомед.

Чехия, беженцы

Previous post Next post
Up