Так получается, что комментарии в жж остовляю в основном на темы истории, энергетики и психологии, попытки веденения уютненького подтверждают эту тенденцию). В связи с этим, у многих блогеров возникают обоснованные сомнения, что по образованию военный и по роду деятельности юрист. Решил написать топик на тему юриспруденции, тем более печальная
повестка дня вынуждает это сделать.
Сначала, как обычно, немного теории. До 30.06.2009 согласно ФЗ "О гражданстве" бывшим гражданам СССР можно было получить российское гражданство в упрощенном порядке. По общему основанию - получение разрешения на временное проживание (до 2 месяцев), после получения РВП - получение российского гражданства, если документы на него поданы до 01.07.2009 (редакция ФЗ "О гражданстве" от 28.06.09 и раньше). Жена моего знакомого сослуживца - гражданка Республики Таджикистан, почти неговорившая по-русски, с нуля получила гражданство за 1,5 месяца. Мне известны более коротокие сроки получения гражданства РФ, но в их получении я был не участником, а наблюдателем).
В конце 2008 Российские власти поменяли стратегию, вместо "чурок, чухонцев и бандеривцив", решили возвращать соотечественников. Фактичкески недействующий ФЗ от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее по тексту - Закон) был откорректирован поправками №6, 7 и особенно №8 (ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ, ФЗ от 25.07.2009 N 214-ФЗ и ФЗ от 23.07.2010 N 179-ФЗ). Вопрос продвигался небыстро - вменяемая правовая база сформировалась только в 2012 с момента утверждения Приказа ФМС России от 14.05.2012 N 166 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" после революционной поправки №8 и анализа пратического опыта стартовавшей с 08.07.2007 программы переселения соотечествеников, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 403 "Об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию"
Поправка №8 Закона особенно изящна. Отсутствующие в Законе прилагательное "русский" появилось целых 5 раз - словосочетание "родные языки национальностей Российской Федерации" было заменено на "русский язык и родные языки национальностей Российской Федерации". Конкретизации словосочетания "родные языки народов Российской Федерации" в российском законодательстве до сих пор не существует, то есть нельзя сказать, что чеченский, татарский, якутский, аймара или суахили относятся к родным языкам народов РФ. Хочешь получить российский паспорт, а тем более получить его в упрощенном порядке, то будь так сказочно любезен продвигать
IRL второй по
распространенности язык в виртуальной реальности.
В общем
с 2012 процесс пошел, как говориться, русские долго запрягают, но быстро едут. Рэперные точки процесса:
- 08.07.2007 - реальное начало действия программы по переселению соотечественников;
- 01.07.2009 - последний день подачи документов на получение российского паспорта в упрощенном порядке - отсекательное условие для граждан бывшего СССР, не являющихся коренными народностями РФ;
- 27.07.2010 - вступление в силу поправки №8 к Закону - русский язык - обязательное условие для получение российского гражданства для соотечественников.
- 03.07.2012 - начало действия административного регламента по получению российсого гражданства соотечественниками.
С 01.07.2009 бывший гражданин СССР, как и любой другой иностранный гражданин или лицо без гражданства, по общему правилу должен получить разрешение на временное проживание (срок рассмотрения заявления 6 месяцев), прожить по нему не менее года, получить вид на жительство (срок рассмотрения заявления 6 месяцев) непрерывно жить по нему на территории РФ не менее 5 лет и только потом подавать заявление на российское гражданства. То есть срок получения гражданства РФ по общему правилу занимает не менее 7 лет.
Вроде бы все хорошо, узбеки, таджики, а тем более пуштуны и арабы быстро получить российское гражданство не смогут. А это дополнительный и очень мощный фактор антитеррористической защищенности, так как неграждане "неевропейской" национальности имеют дополнительные сложности по нахождению на территории РФ. Но есть в российском законодательсве backdoor, позволяющий получить российское гражданство или легальный паспорт на другие данные в течении 3 месяцев.
У России имеется
Соглашение об упрощенном порядке получения гражданства с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Согласно нему гражданство РФ можно получить в течение 3 месяцев. Казахи из соглашения вышли, с белорусами вроде как есть единый учет, что может создать ненужные проблемы, остаются киргизы, у которых бардак, поэтому какую-либо информацию о человеке получить затруднительно. Для получения российского паспорт надо сдать следующие документы:
Цитата:
1. Национальный паспорт с заполненной страницей на английском языке и его нотариально удостоверенную копию.
2. Миграционную карту с отметкой УФМС о регистрации по месту пребывания (или вид на жительство, или разрешение на временное проживание) и его копию.
3. Свидетельство о рождении (при наличии) и нотариально удостоверенную копию.
4. Свидетельство о заключении (расторжении) брака и нотариально удостоверенную копию.
5. Для лиц, приобретающих гражданство РФ в соответствии с пунктом Б части 1 статьи 1 4-х стороннего Соглашения - представляется паспорт родственника - гражданина РФ (дед, бабка, отец, супруг, мать, ребенок, внук, брат, сестра), проживающего в РФ, документы, подтверждающие родственные отношения и нотариально удостоверенные копии.
6. Для лиц, приобретающих гражданство РФ в соответствии с пунктом А части 1 статьи 1 2-х стороннего Соглашения - представляется справка компетентных органов Киргизии о постоянном проживании на территории Киргизии на 21.12.1991 года.
7.Квитанцию об оплате государственной пошлины 2000 рублей.
8. 4 фото 3 х 4.
По сути нужен паспорт, миграционная карта со пограничным штампом, справка о проживании и желательно (но не обязательно) свидетельство о рождении. С миграционкой проблем нет, справка делается на листике А4 без защиты о том что соискатель действительно жил 21.12.91 в Киргизии и заверяется киргизским штампом (т.е. за подделку к ответственности не привлекут).
Остается переклей паспорта - есть паспорты образца 1994 и образца 2004. Паспорт 2004 года имеет очень качественную защиту, зато паспорт 1994 года ее можно сказать не имеет - фотография на основной странице скреплена только киргизской печатью без ламината, фото легко отклеивается. В некоторых управлениях ФМС требуют заполнения загранстраницы - но ней ламинат есть, но он лоховской и имеет свойство отклеиваться, переклей можно сделать "на коленке". ФМС не заточено на сличение личности и проверку переклея, а только на полноту документов и правильность их заполнения.
Итог: при минимуме усилий и небольшом риске в течении 3 месяцев можно получить легальный паспорт под другие данные (например, гражданин РФ находится в федеральном розыске) или российское гражданство потенциально неблагонадежным национальностям, вроде арабов или пуштунов.
Террористы, скорее всего, об этом знают:
Цитата:
"Всего было утеряно около 100 тысяч бланков паспортов образца 1994 года, они могут находиться в руках у террористов",- сказал Т.Джумадылов.
В 2003 году он работал в отделе по обороне, правопорядку и безопасности аппарата правительства Киргизии. Тогда было решено проверить исполнение контракта между МВД Киргизии и канадской фирмой, изготавливавшей паспорта. "Правоохранительные органы нам дали официальную справку, что в Киргизию было завезено 3 миллиона бланков паспортов, гражданам было выдано 2,9 миллиона паспортов", - сообщил Т.Джумадылов.
По его словам, объяснений, куда делись 100 тысяч бланков паспортов, не последовало.
Т.Джумадылов напомнил, что киргизские паспорта часто обнаруживались у боевиков на Северном Кавказе, в Афганистане, у уйгурских сепаратистов, членов запрещенного Исламского движения Узбекистана, "Аль Каиды" и т.д.
Наиболее очевидное решение данной проблемы - необходимо отменить действие ФЗ от 02.01.2000 N 18-ФЗ "О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства".