Сегодня закончилась 6-я международная конференция "e-Government 2011: единая инфраструктура и новые перспективы". Ее документы и состав участников вот
здесь.
Я была на этой площадке впервые и мне понравилось. Наверное, это первое на моей памяти место, где люди не только слушают и докладывают, но и идут бурные дебаты, подогреваемые докладчиками/ведущими.
Иные докладчики после особо активной дискуссии даже покидали "поле боя".
Да, все было организовано просто супер, при желании можно было все успеть, даже интервью взять тут же, на конференции.
Что новенького? Наконец я в общих чертах поняла весь "расклад" с созданием электронного правительства в стране: государственная монополия пока не дает возникнуть настоящей конкурентной среде, чтобы у нас было примерно с тем же успехом, как, например, в Англии.
В Англии и других небольших, но продвинутых странах (Германия, например) одновременно с нами начали примерно с 2000-2002 года создавать электронное правительство и сейчас уже переходят к стандарту 2.0, в то время как мы только-только создаем 1.0
Мы запустили было процесс, а потом то ли по причине смены руководства, то ли еще почему новый стар-ап, по российскому обыкновению, начался не с достигнутого, а как... с пустыни, и следующий виток фактически пришелся аж на 2009 год. По мнению экспертов, Россия отстала лет на 10 от остальных стран, потому что фактически мы приступили к формированию электронного правительства не в 2000-2002 годах, как декларировалось, а всего 2-3 года назад.
Ситуация тормозится, по меткому замечанию Владимира Дрожжинова, эксперта ЕС, еще и тем, что "культура рассмотрения правительством технических документов и программ мало чем изменилась со времен Иосифа Виссарионовича", который любил самолично вникать в тех.документы на самолеты/пулеметы и проч. Ну что же, и такое мнение возможно, однако причина же сего понятна.. Управление и контроль.
Но я отвлеклась и потому просто продолжу цитировать ход мыслей Дрожжинова. Для чего те же англичане создавали электронное правительство? Совсем не только для "сокращения бумажного документооборота и поголовья чиновников", как часто понимают этот процесс. Все проще и полезнее.
Чтобы повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг, чтобы привлечь малый и средний бизнес для конкуренции в этой сфере, вот для чего. Так и должно бы быть - вот ребенок родился, и вы вместо того, чтобы обойти самостоятельно 20 инстанций, просто позвоните в заинтересованный бизнес-по-оказанию-услуг и скажете "Собирайте. Электронно".
То же и с оформлением наследства (попросту отдать завещание), и с приватизацией и проч.
Чтобы гражданам было удобно, чтобы был рынок оказания подобных услуг как можно быстрее и как можно качественнее (ну и как можно дешевле, конечно) - должен быть рынок, нужна конкуренция.
Не хотите коммерческий вариант - сделайте то же самое сами, скачав на смартфон необходимые программы и заказав все необходимые бумажки. Вам останется только сходить за ними, поставить подпись/печать - этого еще никто не отменял.
У нас из-за "государственно-частного партнерства" в одни руки (Минэкономсвязи через Ростелеком), если поверить выступающим на конференции, все идет путем многотрудного разрабатывания велосипеда "набивания шишек" и прокладки опто-волокна. При этом волевым решением назначенные ростелекомовцы почему-то не разрабатывают единые для всех стандарты, хотя - по идее они же и должны создавать инфраструктуру, раз они "закопёрщики".
В общем, народ волнуется, а прогресс просачивается со всех сторон и уже прёт по головам, поэтому активисты не дремлют, работают, создают разнообразные, успешные и не очень региональные порталы оказания государственных услуг, пока еще актуальные многофункциональные центры и проч.
Как сказал кто-то про одного из докладчиков: "они тоже строят мост, только с другой стороны".
Завтра напишу про "универсальную электронную карту", когда и чем она нам грозит, а также, если интересно, про информационную безопасность.