В прошлом году я писала о
социальном центре Кан Паскуаль, что около Барселоны. В этот раз я побывала в экопоселении Кессельберг, в окрестностях Берлина.
Поселение - потому что это что-то вроде небольшой деревушки в лесу, а не один дом. В военные и послевоенные годы это была учебная площадка Штази, поэтому преобладают постройки временного проживания и офисные здания. С 90х место пустовало, пока его не засквотировали первые жители с радикально-экологическим складом ума. Тем не менее, впоследствии они вынуждены были выкупить место, вместе с 50 га леса. Сумма была символической в 100 000 евро. Поселение повидало много жителей, на данном этапе там живет около 60 человек.
Когда речь идет о каких-либо совместных социальных проектах, в мозгу всплывает слово коллектив. Но, по всей видимости такового не стоит ожидать от Кессельберга. Да, у них общие деньги для оплаты электричества и общая еда, да, у них существуют собрания по вопросам землеиспользования, да, когда кто-то готовит, он готовит больше, чем просто для себя, хотя и не для всех. На этом коллективное заканчивается и наступает черед индивидуального или группового. Например, если кто-то хочет что-то сделать или построить, поремонтировать, то ему легче это сделать поговорив со своими близкими товарищами, а не объявить на общем собрании. Здесь нет общих решений для всех. Казалось бы, прекрасное устройство, никакого принуждения. Но, побыв там только 3 дня, я убедилась, что коллектив им все-таки необходим, хотя бы в плане благоустройства.
Например, там места хватит и на большее количество людей, в плане уже существующих построек. Тем не менее, заселены они меньше, чем наполовину, а вот как выглядит большинство комнат:
А люди по всему периметру строят собственные дома, либо предпочитают жить в других жилищах
Поскольку первые поселенцы были радикально настроенными, они прежде всего сломали систему газового отопления, и не просто достали котел, но и повредили трубы в некоторых местах. По этой причине теперь в КАЖДОЙ комнате стоит небольшая печка, в трубой, выходящей в окно, которую нужно топить дровами для поддержания тепла. Можете себе предстваить, какие потери энергии и труда идут на это дело, ведь плохо изолированные окна пропускают холодный воздух, а постоянное горение угля наносит еще больший ущерб природе, чем тот же газ. На мой вопрос, почему бы не сделать общее отопление на дровах вместо этих печей, ответили, что люди не хотят чтобы было централизорванно, чтобы не отапливать комнаты, которые пустуют, да и плюс скоординировать людей на столь глобальное дело будет сложновато.
Готовят они летом на кострах на улице, зимой есть общее место, где видимо и происходит вся зимняя социализация.
В поселении уничтожена канализация, туалеты компостные, как у бабушки в деревне, вся остальная вода стекает в специальную канализационную яму, где посажены растения, очищающие воду.
Есть душ, работающий на солнечных батареях титаном для нагревания воды зимой, а также глиняное помещение, которое называется сауна. Вода качается из собственного колодца специальным насосом.
Платить из коммунальных приходится только за электричество, и то не всегда, потому что на территори есть 2 ветряка, старых, но рабочих, за производство энергии государство платит деньги. Поэтому получается, что в ветренные дни все потребности селения покрываются этими установками. К этому у них есть также солнечные панели, которых достаточно для работы мониторов в главном офисе.
В поселении есть комната для проведения вечеринок и концертов, действуют швейная, столярная, велоремонтная и др. мастерские. Есть помещение под спортзал.
Растения тут выращивать почти невозможно, т.к. лесная почва здесь не урожайная, хотя кое-где видны жалкие попытки посадить огородик.
Хотя там все друг друга знают, у меня сложилось впечатление, что люди здесь скорее индивидуалисты, по типу обычной деревни - есть свой дом, есть соседи, есть публичные места. Место открыто для новых жителей и гостей. Тем не менее, по рассказам знакомого, живущего там, довольно тяжело влиться в эту атмосферу, люди очень долго присматриваются к тебе, прежде чем пустить в свой круг. То же чувствовала и я, будучи гостем: никто меня не выгонял, но и особого внимания мне не уделял.
Уезжала с ощущением, что здесь можно и нужно многое изменить, было бы желание самих жителей, но видно некоторые все еще воспринимают Кессельберг как сквот, а не как возможное благоустроенное жилище.
В любом случае, побывать там стоит, кто читает по-немецки, у
них есть сайт, а там и
контакты, и даже
карта проезда.