Менее чем в трехста километрах от Москвы находится удивительной красоты место, как нельзя лучше подходящее на случай, если хочется необычных пейзажей, а Южная Америка в ближайшем будущем не светит. А даже если и светит, почему бы не скататься на пару-тройку дней в Тульскую область, чтобы поисследовать старые песчаные отвалы, оставшиеся со времен добычи бурого угля. Звучит, может быть, и прозаично, но в реальности линии, изгибы и текстуры здешних красот вряд ли оставят кого-то равнодушным.
Попасть сюда я хотела уже давно, но, как это часто бывает с местами, что находятся под боком, всегда придумывались отговорки, почему не сейчас. Но летом прошлого года мы уже знали, что скоро уедем далеко и надолго, и плотно занялись ревизией списка "как-нибудь в другой раз".
Итак, берем рюкзаки, палатку, собаку, еду, горелку, кофе и - в путь!
1.
Я так и не разобралась, можно ли доехать до Романцевских гор, а точнее, до ближайшей к ним деревни Кондуки общественным транспортом. Наверняка ходят какие-то автобусы из Тулы, не такое уж и захолустье, но ничего конкретного выяснить не удалось. К счастью, Саша была нашим с Серегой верным другом в поездках этого лета, и мы прикатили сюда на ее машинке, за что ей огроменное спасибо.
Да, ехать в эти края стоит в сухую погоду, потому что, во-первых, иначе вряд ли проехать, а во-вторых, чтобы оценить цвет карьерных озер, необходимо солнце и голубое небо.
2.
В летние выходные рассчитывать на абсолютное уединение на песке у воды в пешей доступности от населенного пункта было бы глупо. Если хочется полной тишины и ощущения, что вы далеко от привычного мира, стоит приезжать сюда весной или осенью, когда еще нет желающих пожарить шашлыки под водочку, врубить тынц-тынц, погреться на солнышке и искупаться в голубой водичке. Летом же лучше всего, если есть возможность приехать в будни, а если нет, - не разбивать лагерь на первом попавшемся берегу. Карьер огромен, и даже в самую людную субботу, можно найти вполне укромный уголок для стоянки. Правда, от громкой музыки сомнительного качества и фейерверков скрыться можно не всегда.
3. Ром-баба)
4.
5.
6.
Мы приехали сюда в четверг днем, и в кои-то веки наше раздолбайство и лень сыграли нам на руку. Вместо того, чтобы сначала решить все оргмоменты, и потом уже созерцать и наслаждаться, мы набарменили себе куба либре и отправились гулять, плавать и фотографировать. Вокруг гуляли, плавали и фотографировали другие люди, весьма, так сказать, разнообразные, и мы поначалу думали даже не разбивать полноценный лагерь, а держать вещи в машине и ставить палатки только на ночь.
Искупавшись, мы стали удаляться вглубь песчаных отвалов, идя по кромке воды, забираясь на крутые склоны, снова спускаясь, и так повторить несколько раз в разных вариациях. Головокружительные виды настолько захватили меня, да и моих спутников, думаю, тоже, что скучные вопросы о том, где спать и что есть, отошли на второй план.
7.
8.
9.
10. Кажется, это были первые жаркие дни того лета. Альмец знает, что делать в таких случаях)
11.
12.
13.
14.
А потом мы набрели на маленький пляжик, с которого потихоньку расходились люди, пришедшие позагорать из ближайших деревень. С одной стороны, идеальная гладь воды, обрамленная глиняно-песчаными склонами, с другой - молодые сосенки и березки. И мы поняли - остаемся здесь!
Костерок в ту ночь получился скромным, зато с неба падали звезды. Много падающих звезд.
15.
16.
17. Таким было первое утро.
18.
Первая ночь прошла тихо, а с утра, едва проснувшись, мы снова пошли бродить по окрестностям. Мы уходили все дальше и дальше от точки, куда приехали изначально, а песчаные насыпи все не кончались и не кончались. Уверенная тропа, протоптанная сотнями людей до нас, постепенно становилась тоньше и незаметнее, а потом и вовсе затерялась во мху. Картины, открывающиеся за каждым новым подъемом или поворотом, вызывали восторг и некоторую дезориентацию. Горы? - Де нет, какие же это горы. Холмы? - Тоже не они. Следы добывающей промышленности или рукотворное чудо природы?
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Может, я немного и преувеличила - площадь пещаных отвалов не такая уж и огромная. Не помню, сколько времени потребовалось, чтобы дойти-таки до их края, вряд ли больше полутора часов неторопливой ходьбы. А дальше - цветущие поля и перелески, подернутые утренней дымкой. Красиво!
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Альма радовалась возможности носиться вверх-вниз по склонам больше всех. Пару раз я даже опасалась, не придется ли эту безбашенную каракатицу откуда-нибудь вызволять (обошлось). И случилось небывалое событие - впервые за долгое-долгое время собачка устала. Не просто сбросила бьющую через край энергию и стала поумереннее, а именно устала. По-настоящему. Отбегала от нас чуть вперед и ложилась. Когда мы подходили ближе, повторяла процедуру. Если мы задерживались, разглядывая какой-нибудь куст, тоже ложилась. Настолько непривычно было видеть этот электровеник в таком состоянии, что я даже запереживала, не перегрелась ли она (позже убедилась, что нет). Всего-то потребовалось понарезать круги три-четыре часа по гористой местности при теплой погоде. Для сравнения, шесть часов активной ходьбы в лесу или городе нашу собаченьку уже давно не берут.
33.
34. Хе-хе. Да, пёсик будет спать с нами в палатке))
35. Усталая, но моська довольная.
36. Лапа. Почему-то ассоциируется с How to train your dragon.
37.
Остаток дня мы провели на нашем берегу, уже не таком тихом, как накануне, но все еще уютном. Плавали, грелись на солнце, готовили обед на горелке, наблюдали за стрижами и заготавливали дрова для более приличного костра, чем накануне. Забегая вперед, скажу, что костер удался, рядом с ним было так тепло, что мы даже набрались храбрости искупаться ночью. Да, температура воды здесь, это вам не тропики, и даже не Черное море. Но прозрачная и потрясающе красивого цвета.
38.
39.
40.
41.
42.
Ближе к вечеру - а летние вечера у нас в средней полосе долгие и плавные, не надышаться! - мы отправились вокруг озера на другой его берег. И эта дорога, несмотря на ее обычность, стала еще одним ярким пятном этой поездки. Простая проселочная дорога через нагретое солнцем стрекочущее поле - в этом столько из детства.
И отдельным подарком для меня как для ценителя минимализма в природе стало огромное, до самого горизонта пшеничное поле.
43.
44.
45.
46.
47.
48. Совершенный пейзаж. Я уже предвкушала море.
49.
Забавно было обнаружить, что люди по берегам здешних озер распределяются не хаотично, а подчиняясь некому принципу. Вот здесь просто шумные компании и молодежь, а там - люди поскучнее и потише; здесь кучкуются какие-то гоповатые товарищи, тут семейные, а сюда скорее всего забираются только какие-нибудь социофобы.
Берег, куда мы пришли, имеет подъезд прямо к воде, поэтому эта часть озера "принадлежит" людям не только семейным, но и основательным. Про некоторых из них можно было подумать, что они вообще-то переезжают, но по дороге заскочили искупаться. Рядом с одним лагерем, например, мы увидели два ковра, сохнущих на веревочке.
Но это прямо у воды, а если забраться по крутой тропе повыше, ничто не отвлекает от завораживающей природы.
50.
51.
52.
53.
Последнее утро этой поездки было более поздним и солнечным, чем предыдущее. И более шумным. Количество отдыхающих росло в геометрической прогрессии, и мы решили не задерживаться допоздна. Еще немного побродили по "горам", собрали вещи и после обеда двинулись в обратный путь в Москву.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
Думается мне, было бы здорово попасть в эти края золотой осенью, когда воздух звеняще прозрачен, а берёзки оденутся в желтое. Или весной, когда деревья едва покрыты полупрозрачной зеленцой. Впрочем, сочная летняя листва тоже вполне к лицу этим пескам.