Дюна Минша (鸣沙山, míngshāshān) и озеро Полумесяца (月牙泉, yuèyáquán) рядом с Дуньхуаном для меня - разрыв шаблона с момента, когда я увидела фотографии в сети.
Во-первых, в моем необразованном мозгу пустыни, караваны, «арааабскаая нооооочь» существовали в какой-нибудь одной части света, а китайские изогнутые крыши, лапша и пельмешки - в другой, и эти части никак друг с другом не соприкасались. Возможно, если бы мне кто-нибудь задал несколько наводящих вопросов, про пустыню Гоби там, про Великий Шелковый Путь, я бы задумалась, но вопросов никто не задавал, так что стереотипам ничто не мешало процветать.
Во-вторых, пустыня в моем представлении - это место, куда надо ехать минимум три дня на верблюдах. Вот это «деревья сменяются кустарниками, кустарники постепенно вытесняются верблюжьими колючками»... Изнуряющая дорога, жара и лишения, до ближайшего населенного пункта сотни километров. Чтобы добраться до дюны Минша, нужно сесть на городской автобус №3. Выехать из центра города, проехать еще минут десять по прямой дороге, обрамленной сосновыми аллеями (сосны и пустыня тоже неожиданное сочетание), и вы упираетесь в горы песка.
2.
Мы отправились смотреть дюны в первый же день в Дуньхуане, так что наши ПЦР-тесты еще вписывались в отведенные сорок восемь часов, и проблем с покупкой билетов не возникло.
Проходим через турникеты и видим ухоженный сквер, беседки, указатели... У вас тут пустыня или Диснейленд? Впрочем, это всё мелочи, потому что прямо за симпатичным озеленением - дюны. Мы оба впервые видим пустыню.
3.
4.
Китайский нацпарк без ворот и лестниц невозможен. Так что мы входим в пустыню, можно сказать, торжественно, через массивные ворота. Даже не ворота - врата. Интересно, как они решили вопрос с лестницами?
5.
6.
7.
Дюны похожи на горы, укрытые шелковым покрывалом. Хочется стать великаном и легонько гладить их рукой. А струи песка, танцующие в порывах ветра, навевают мысли о море. Я была уверена, что пустыня придется мне по душе, и не ошиблась.
Сразу скажу, как «поют» дюны, мы так и не услышали. Или слышали, но не поняли, что это оно. Может, это как с морскими раковинами - ну не слышно в них моря.
8.
9. Более темный песок непрерывно двигается на ветру. Выглядит, как рой неизвестных существ. Снова вспомнился Доктор Кто и вашта нарада.
10.
По пути к оазису с озером Полумесяца, напротив магазинчиков, парковки туристических автобусов и прочей инфраструктуры, проложена дорожка через поляну интересных метёлок. Очень уж художественно они колышутся на ветру и гармонируют с цветом дюн.
11.
12.
13.
14.
Идти до озера Полумесяца недалеко - всего-то завернуть «за угол», и вот он, тот самый оазис, чьи портреты заманили нас в эти края. Озеро природного происхождения, а оазис служил важным перевалочным пунктом для караванов на протяжении долгих столетий.
К слову, озеро Полумесяца называется так потому, что имеет соответствующую форму. Ну как... Я верю, что в определенное время года, при правильной розе ветров, оно вписывается таки в периметр, обозначенный колышками и изображающий растущую луну. Мы же застали этот достопримечательный водоем в своевольном настроении, нахально разлившимся бесформенной кляксой, наплевав на желание хитреньких китайцев привлечь побольше туристов. Впрочем, нас этот факт ничуть не разочаровал, скорее развеселил.
15.
16. Кое-кто никак не может подобрать себе солнцезащитные очки, и я периодически делилась своими, потому что в них мир выглядит красивее.
17.
Мозг, непривычный к подобным видам, постоянно протестовал. Например, отказывался воспринимать гладкие склоны дюн в анфас - казалось, к пейзажу просто прилепили картонный задник, еще и покрашенный сомнительной краской. Так себе графика тут у вас, неестественная! Хреновые спецэффекты.
Белое не то от смога, не то от пустынной пыли небо и киношный рассеянный свет добавляли ощущения нереальности. Кин-дза-дза в тот день упоминался часто.
18.
19.
20.
21. Вот такой способ продлить жизнь древнему деревцу. В этом облачении оно похоже на актинию.
22. Обожаю эти таблички, сообщающие, откуда лучший вид. Глупые туристы сами-то могут и не разобраться.
23. Но вид и правда хорош.
24.
Ходить по всей пустыне как попало нельзя - повсюду камеры и призывы беречь дюны. И как бы ни хотелось мне пойти воооон туда, забраться сюда и наследить еще вон там, я понимаю, что для природы так действительно правильнее.
Даже если верить в лучшее в людях, на таком ветру, да увлекшись себяшками, очень легко расстаться с пустой пластиковой бутылкой или пакетом, не заметив этого. Но и просто людей-свиней никто не отменял. Во время нашего визита народа было мало - все по домам боялись ковида, но стоит представить себе толпы, которые приезжают сюда в обычное время, понимаешь, что ограждения от чрезмерной активности туристов нужная мера.
25.
26.
Сейчас на территории оазиса место для отдыха и сувенирная лавка. В умении создавать развлечения из ничего китайцам не откажешь. Например, мы соблазнились мороженым, которое вряд ли купили бы, не будь оно в форме верблюда. И пусть на вид мороженое намного лучше, чем на вкус, это совсем неважно, когда откусываешь шоколадному верблюду голову.
27.
Отдохнув в оазисе, - не то, чтобы мы успели устать, просто в оазисах же полагается отдыхать, верно? - мы пошли забираться на дюну Минша.
Проблему строительства лестниц в песках тут решили элегантно - просто раскатали по склону веревочную лестницу. Мы оценили. Как обычно на таких снимках, на следующей фотографии не видно, что подъем вообще-то крутой. Конечно, на эти сто-сто пятьдесят метров мы бы вскарабкались и без лестницы, но с опытом путешествий я научилась ценить блага цивилизации, раз уж они имеются, а не воротить нос. Диких мест, где будет скользко, сыпуче, круто и страшно будет еще предостаточно, а вот ступенечками надо пользоваться, пока они есть.
28.
Сверху с одной стороны вид на оазис, заключенный в объятия дюн. Сразу за дюной начинается город, в тот день растушеванный в смоге-пыли. С другой - бескрайняя пустыня. Впрочем, тому, что она бескрайняя, мы можем только верить, потому как кто его знает, что там за очередной дюной.
Отсюда оазис смотрелся бы выигрышнее в солнечную погоду с чистым небом и ближе к закату, но зато дымка создавала эффект странненького кино.
29.
30.
31. Здесь видно и упрямые попытки людишек впихнуть озеро в форму полумесяца, и то, что оно не впихивается.
32.
Мы нашли лазейку между знаками «не топчите, пожалуйста, всю пустыню» и от одной смотровой точки до другой пошли как бы не совсем по прямой. Забрались на один гребень, за ним очень заманчиво открылся другой. Мы оказались в точке, где кроме песка и редких пустынных кустиков вдалеке (верблюжьих колючек?) ничего не видно, и какое-то время просто сидели на гребне, смотрели, как ветер гонит песчинки по склонам и как быстро исчезают наши следы.
Серега, оказывается, до этого дня не осознавал, что дюны - это реально большие штуковины. Они представлялись ему простыми песчаными кучами, и он всё говорил, что приличная пустыня должна быть более равнинной, а это не пустыня, а горы, просто из песка.
В какой-то момент порывы ветра на особо остром гребне расшевелили мой страх высоты. Так, совсем немного, потому что было легко убедить себя, что вокруг песок и падать мягко. Страх высоты у меня совсем легкий и проявляется в очень специфические моменты. Например, на краю крыши, на фуникулере или стеклянном мосту не страшно, а на крутом склоне при спуске - да. Но если крутой склон зарос высокой травой или кустарником - нет, даже если сама тропа по-прежнему покрыта сыпучим гравием. Мне интересно наблюдать за этими проявлениями, потому что очевидна тупая иррациональность таких страхов.
33.
Интересно, что в отдалении на песчаных склонах что-то растет, а дюна Минша абсолютно лишена растительности. Пропалывают ее, что ли? Не удивлюсь.
34.
35.
36.
37.
38.
Смог был нам на руку еще и потому, что мы опять забыли солнцезащитный крем. Наша любимая фишка. Когда спустились с дюн, ощущалось, что мы провели день под солнцем, но при этом мы почти не обгорели.
39.
40. Какое же туристическое место без висюлек с пожеланиями. Тут снова верблюжья тематика.
41. И снова про очаровательные детали, поднимающие туристам настроение. Разумеется, все ходят, как хотят, но идея-то прикольная.
42. Человечки карабкаются на гору там, где мы спускались.
В противоположную от оазиса сторону уходит тропа, по которой туристов катают на верблюдах. И мы теперь направились туда пешком. Встретили пару голубей (вот уж не ожидала), увидели дом, у которого куча мешков с песком вместо фундамента, а потом и верблюдов. Было около пяти часов вечера, погонщики и туристы постепенно оживлялись, и связки верблюдов одна за другой повезли желающих на прогулку.
Тут надо заметить, что один из плюсов туризма по-китайски - доступность (в смысле наличия) самых разнообразных развлечений практически в любом месте притяжения туристов. Квадроциклы, верблюды, воздушные шары, вертолеты - это может быть недешево, но оно вот, всегда под рукой.
Один из минусов же - декоративность этих развлечений. Зачем ехать на верблюдах в поход по пустыне, если чтобы сделать фоточку, можно прокатиться полчасика по кругу, и разницы на фотографии никто не увидит? Полет на шаре? На веревочке поднимем вас в небо, и хватит. Бывает, взрослые тетки выстраиваются в очередь, чтобы просто сфотографироваться на лошади. Пусть дети катаются, а у взрослых людей есть дела поважнее - покрасоваться в вичате, например.
43.
44.
45. Снова про разрыв шаблонов. Какая птица ассоциируется у вас с пустыней?
46.
Все бы хорошо, если бы не этические вопросы. С одной стороны, я не разделяю яростные вопли зоозащитников о непременно жестокой эксплуатации животных, задействованных в туриндустрии. С другой - мы не можем знать наверняка, в каких условиях живет животное, на котором мы собираемся прокатиться, и насколько гуманными методами его воспитывают.
Я разглядывала верблюдов на предмет следов жестокого обращения, животные выглядели здоровыми и спокойными (вот второе особенно бывает обманчивым), и я поддалась слабости покататься на корабле пустыни. Мы наивно думали, что маршрут прогулки огибает дюну Минша с внешней стороны, перспектива новых видов и была главной причиной, почему мы все-таки решились. Но нет, как я писала выше, полчаса походить по кругу с вас достаточно, уважаемые туристы. Ну ладно, значит, работа у верблюдов не изнуряющая.
Уже после катания мы увидели, как объезжают верблюжонка-подростка. Ничего душераздирающего, конечно, еще лет тридцать назад детей воспитывали примерно так же, но я решила, что в будущем буду участвовать в аттракционах с животными только при наличии достаточно убедительной информации о том, что здесь со зверями хорошо обращаются. И значит, скорее всего не буду вообще.
47.
48.
49.
К вечеру небо как будто слегка очистилось, мягкий свет низкого солнца делал изгибы дюн еще больше похожими на небрежно накинутый шелк. И можно было бы снова подняться на дюну Минша в надежде на красивый закат, но мы с самого утра ничего толкового не ели. А я, когда голодна, становлюсь ужасно приземленной и ни капли не романтичной.
Так что мы пошли на выход искать автобус №3. А закат в пустыне мы еще увидим.
50.