К 60-летию главы пресс-службы УПЦ (МП) Василия Анисимова
Василия Семёновича Анисимова я смею называть одним из немногих друзей в моей не такой уж короткой жизни. Хотя знаю его не более 15 лет.
В 2005 году я состоял в «Державе» - единственной политической партии Украины, подписавшей официальный меморандум о сотрудничестве с канонической Церковью. Глава партии Геннадий Васильев (до сих пор поддерживающий Церковь) поручил мне - тогда координатору мобильных групп по защите храмов от захватов «филаретовцами» - находиться на постоянной связи с Анисимовым.
Впрочем, вряд ли после первой, да и второй встречи Василий Семёнович меня запомнил.
Ну, очередной партийный клерк… Много кто за годы службы Анисимова Церкви обещал Ей всяческое содействие, но после очередных выборов «канал» в лету.
Цену украинским политикам их «цяцянкам» (лживым посулам) он знал ещё до работы в пресс-службе УПЦ (МП). Ведь уже в 90-х он как звезда публицистики был затребован самыми популярными изданиями. И чуть ли не единственный из постсоветской либеральной журналистики открыто встал на защиту «московской оккупационной церкви». Это был подлинно выбор между широкими и тесными вратами, ибо выбравший второй путь сразу же стал чужим для «национально-демократической» общественности, к тому времени развязавшей против Церкви войну по «благословению» воротившейся из америк петлюровской «УАПЦ» и униатской «УГКЦ». Сначала защищал от «автокефалов» и униатов Украинский экзархат, руководимый Филаретом. Затем, не раздумывая, снова пошёл «тесными вратами» (Мф. 7, 13) обличая предательство последнего - несмотря на сладкие перспективы жирования на «исчезнувших деньгах партии», вбуханных в денисенковский проект тогдашним президентом Украины, экс-секретарём ЦК КПУ Кравчуком. Равным образом, несмотря на свою востребованность в СМИ, по первому зову нового предстоятеля УПЦ (МП) Анисимов пошёл на абсолютно безденежное место - создавать пресс-службу канонической Церкви на Украине.
Так вот, ещё с год, когда нам доводилось сталкиваться, Василий Семёнович переспрашивал меня: «А мы встречались?». И только в 2006 г. на киевском кинофестивале «Покров» он сам представил меня почётному гостю - главе информационного холдинга «Радонеж» Евгению Никифорову - как «толкового журналиста». Я был вознесен на Седьмое небо!
Тогда я, правда, не признался рекомендателю, что упомянутая им «толковость» есть следствие тщательного штудирования его статей. О большинстве из которых он сам и не помнит, о причине необъятного их количества. По сути, это единственная полная летопись УПЦ МП, ибо до Анисимова церковной журналистики на Украине не существовало, как таковой (да вот прямо сейчас, в момент написания этих строк, клянусь, мне звонят из митрополии и просят напомнить названия двух Анисимовских статей 2001 и 2002 гг., чтобы найти их на
сайте УПЦ).
Через несколько лет, уже работая в лучшем аналитическом еженедельнике Украины - газете 2000» - я, каюсь, вынужден был «заимствовать» страницы этой летописи.
Изложу смягчающие обстоятельства.
Главред Сергей Александрович Кичигин (которого также считаю своим учителем, и за упокой которого, как церковного благотворителя, прошу молитв) как-то просматривая мою статью, спросил: «А где у вас заканчивается цитата Анисимова». «Да вот же, - говорю - где кавычки стоят». Кичигин посмотрел на меня ошарашено: «Но это же чуть ли не четверть материала! Вы разве не понимаете, что это дурной тон?».
Ну, я-то не профессиональный журналист. Тогда, может, и не понимал.
Позвонил Анисимову: «Василий Семёнович, цитировать вас много не могу, но где как не у вас найти те или иные сведения? Благословите подворовывать». Так и до сих пор - перемежёвываю анисисимоские цитаты со «своими» к ним «подводками».
Но чего не сплагиатишь, так это непревзойдённо искромётного стиля мэтра. Взять хотя бы
последний Анисимовский очерк об Эпитании (так по последним мовным законам следует именовать предстоятеля «СЦУ»). Думаю, на «
Радонеже» мне точно простят длинную цитату из Анисимова:
«О его (Эпитании, - Д.С.) призрачном существовании специалисты узнали лет пять назад, когда отлученный от Церкви Михаил Денисенко (Филарет) у себя в расколе придумал забавную должность - «патриарший наместник», некий местоблюститель при невдовствующем «патриаршем престоле». Прикол заключался в том, что местоблюстителя избирают на место почившего руководителя, а не при живом. Быть распорядителем на похоронах при здравствующем покойнике - занятие, прямо скажем, гоголевское, но Михаил Антонович тот еще озорник. Чем только не шутит! Вот этим наместником и объявили Сергея Думенко.
Я его видел один только раз, на недопокаянной пресс-конференции Филарета осенью 2017 года: пухленький, симпатичный молодой человек, сидел слева от анафемы, а справа - Евстратий. Если последний все время суетился, уточнял вопросы, что-то шептал на ухо своему глуховатому патрону, то Епифаний уставился на Филарета, как кролик на удава, и два часа собрания сидел как вкопанный, не дрогнул, не моргнул. Часовой у мавзолея!».
Как это перекликается с шедевром мастера «
Скованные одной ложью» (Заметки с филаретовского форума): «В Украинском доме, более известном как Музей В.И. Ленина, прошло собрание под названием «II Всеукраинский церковно-общественный форум “За Украинскую Поместную Православную Церковь”...
Хотя зал был полный, собственно «общественности» оказалось негусто - в основном разношерстное филаретовство: «архиереи», «священники», «семинаристы», религиоведы. Можно сказать, весь «Киевский патриархат» тут и разместилась. Эту мрачную картину оживляли несколько пожилых, разряженных и раскрашенных под фольклорных украинок, женщин. Кто-то разглядел в одной из них филаретовку Клару Гудзык из газеты «День». Но все это оказалось обманом… Гудзык сидела в первых рядах в строгом религиоведческом костюме. Не могла же она раздвоиться? Хотя, кто их, филаретовцев, знает?
Президиум, собравший вождей строительства новой церкви, оказался походным, или, лучше сказать, переносным: в одном и том же составе он перемещается лет десять из одного зала в другой. Меняются темы собраний, а он неизменен, как политбюро времен Леонида Ильича. Впрочем, здесь, в Музее Ленина, он был более уместен, чем в Оперном или Консерватории…
Рядом с председательствующем восседал М.А. Денисенко, «патриарх УПЦ-КП». Лишь двое в Украинском доме - он и Ленин (его бюст хранится в запасниках) - были награждены орденом Красного Знамени. Владимир Ильич - «боевого», как основатель атеистического государства рабочих и крестьян, а Михаил Антонович («товарищ Антонов») - «трудового», как ветеран КГБ, выполнявший задания партии и советского правительства…
Вторым «сопредседателем» была заявлена народный депутат Украины, униатка Лиля Григорович, но до конца собрания так и не явилась. Она прославилась тем, что прямо в зале Верховной Рады пыталась покончить жизнь самосожжением. Непонятно, что ее связывает с УПЦ-КП. Говорят, что неудавшиеся самоубийцы с факелами сопровождают окаянных грешников в ад, может, поэтому Филарет ее держит при себе, хотя она и униатка. Сдружился, так сказать, заблаговременно».
Сегодня Василий Семёнович, даже не мэтр, а, простите за штамп, легенда. Вот участвовали мы в 2016 г. на Рождественских чтениях с теми же Анисимовым, Никифоровым и известным в Киеве священником о. Петром Семащуком. И последний размышлял вслух: «Кто бы мне сказал в нулевых, когда я студентом академии ехал в троллейбусе из Лавры с “самим Анисимовым” и поедал его глазами, что вот так - соучастником - буду сидеть рядом!».
И таких как батюшка - сотни. Включая уже и митрополитов. Так что, если в отцы всей Церкви праведник наш по летам Господним не походит, то среди отцов украинской её части место занимает определённо.