"Интронизация предстоятеля" и первый "синод" СЦУ: пиррова победа "Филарета"?

Feb 08, 2019 12:03

Именно к этой «интронизации» свидетели Томаса пророчили первые признания «СЦУ» со стороны мирового православия. Однако 3 февраля в Киев не прибыли представители ни одной из поместных церквей (не говоря уже о предстоятелях). Кинот подчиняющегося Стамбулу Афона также постановил проигнорировать мероприятие.

Тогда Фанар пошёл обходным путём - включил двоих афонских игуменов в состав своей делегации. Увы, последние повиновались, хотя не могли не отдавать себе отчёт, что это будет представлено, как благословение Святой Горы. Впрочем, игумен монастыря Ксенофонт уже был заляпан «СЦУ». Именно в Ксенофонте был изготовлен «томос». Второй игумен - ватопедский - Божиим промыслом попал в Киевскую больницу. Однако не внял знаку Свыше, приняв в своей палате будущего ересиарха с благостной улыбкой и братским рукопожатием. В любом случае, на «интронизации» был «запасной» представитель Ватопеда.

В этой связи в соцсетях особо сердобольные верующие принялись оправдывать афонских игуменов: те переживают за судьбу монастырей своих, да и самим им Архондонис (изменивший православию бывший «патриарх Константинопольский Варфоломей») запретом угрожал. Но отсюда вопрос - а для чего монастыри существуют? Если уж умершие для мира под мир прогибаются, зачем их общежития нужны? Зачем Господу ИХ молитвы о мире? И зачем нам ТАКИЕ молитвенники? Зачем нам святыни, которые сохраняют за счёт растерзания хитона Христова? Наконец, неужели самое страшное для монаха - получить запрет от ересиарха?

И не стоит, наверное, тешиться иллюзиями на тот счёт, что только монастыри Ксенофонт и Ватопед поддержали СЦУ. Рано или поздно всем афонским игуменам предстоит служить вместе с ватопедцами или ксенофонтцами или сослужить Архондонису. Совместная служба с теми, кто служил с самосвятами, будет означать постепенное отпадение от Церкви всего Афона. Если не найдётся среди игуменов новый Марк Эфесский, конечно. А таковой и 20 лет назад - после принятия Фанаром в своё лоно эстонских и североамериканских самосвятов - не нашёлся.



Игумен монастыря Ксенофонт с ядом для всего Афона

Сама же «литургия» эта являла собой некую фантасмагорию.

«Антимосковское» СЦУшное «священство» служили в белых клобуках (атрибутах РПЦ) и исполняли Символ веры вместе с захожанами (тогда как «соборное» исполнение Символа веры является традицией не просто русской, но советской - времён атеистических притеснений). При этом, часть женщин - по современной греческой традиции - была с непокрытой головой. К примеру - Порошенкова кума, экс-министр культуры, а ныне парламентарий от Блока Порошенко О. Билозир (см. фото ниже). Это она незадолго перед «интронизацией» справедливо заявила, что у украинцев теперь свой украинский бог.

Но и те, что «хустках» были, подошли к «причастию» без исповеди, опять же - по греческой «благочестивой» традиции. Впрочем, если «церковь» «святейшая», то и члены её соответственно безгрешные - исповедь не требуется.

Одесную Порошенко молились католики (греко-, а за ними и римо-).



А вот Марине Порошенко молиться мешал кто-то, стоящий за левым плечом.



Особым образом, похоже, уже чисто украинским, «молилось» и «священство СЦУ».



Как нельзя лучше к этому действу подходил телерепортаж о «литургии» в… женском исполнении - от очередной религиознавкы из бывшего Отделения научного атеизма Института философии АН УССР. Не случайно, вещала она в основном не о «литургии» а о «клятой» РПЦ. Ну не даёт бесам покоя Церковь истинная!

Тарахтение на миг приостановилось лишь на возгласе Епифана «прыймить, спожывайтэ!». Но украинское «споживайтэ!» отнюдь не перевод славянского «ядите». Это «потребляйте». Что позволило моему другу Яну Таксюру констатировать: «Не церква, а споживкооперація» (потребкооперация). А, вообще, наверное, хорошо, что это сборище не поганит священный богослужебный язык.

К женской помощи прибегли и когда потребовалось переводить поздравление от главы делегации Экуменического «патриархата» Эммануэля Галльского. Как оказалось, во всей «СЦУ» не нашлось ни одного ряженного, знающего греческий. Ну, мадам, перечисляя состав делегации, и обозвала игумена Алексия «анхимандрытом». Заслужил, пожалуй.

Для завершения группового портрета всего этого паноптикума не хватало только автофекального старца «Филарета» (монашеское имя, которого был лишён отлучённый от Церкви бывший экзарх Украины Михаил Денисенко). Дело в том, что появиться в патриаршем куколе не мог в силу присутствия фанариотов, которые не признают его «патриархом». Напялить же «обычный» епископский клобук «почётный патриарх» не согласился. Вот и заболел срочно. Однако в письменном поздравлении Епифанию не преминул напомнить: «В начале борьбы за автокефалию я был одним из тех, кто верил в её успех». Подчеркнул свою роль и в будущем: «Нам с вами надлежит развязывать сложные и ответственные задания».

С особым вниманием сентенцию об исконной вере Денисенки в «украинскую автокефалию» слушал бывший «предстоятель УАПЦ Макарий», которого Филарет (тогда ещё канонический экзарх) в 1990-м запретил в служении за уход в… эту самую «автокефалию».

«Почётного патриарха», впрочем, в алтаре православного храма успешно заменили представители «святейшего папы»: глава Конференции римо-католических епископов на Украине Бронислав Бернацкий и бискуп Львовский Мечислав Мокшицкий. Как сообщат источники ФСК, они передали «предстоятелю СЦУ» особое благословение понтифика и «надежду на скорое восстановление единства украинского православия с греко-католиками».

На этой бодрой гаванской ноте можно было бы и закончить, если бы не хмурый безлюдный пейзаж вокруг Софийского собора.



Как видим, очередной «исторический момент» в ходе «окончательного обретения незалежности» оказался без задействования «животворящего» админресурса до глубокой лампочки «благодарному народу».



Не привлекла внимание «святої нації» даже служба в исполнении её предстоятеля. Можно ли представить подобную «массовость» на открытой службе предстоятеля истинной поместной церкви? Даже любого епархиального архиерея…
Когда дно пробивается снизу

Того же 3 февраля ожидалось и первое заседание «синода СЦУ». Кавычки в данном случае не только потому, что мы не признаём церковными органы управления «СЦУ». Тут и самый прозаический нонсенс: о каком заседании «синода» может идти речь, если «синод» сей ни на каком «соборе» не избирался? Впрочем, этих подводных камней в день «хиротонии» ни Думенко, ни Денисенко, ни даже «смотрящий» от Фанара Эммануэль ещё не видели. Они были заняты другой интригой.

Последний планировал курировать заседание, чтобы не допустить управление им со стороны «почётного патриарха» (тот уже успел сделать ряд заявлений, идущих в разрез с кабальными условиями «томоса» и устава «СЦУ»). Однако «тяжёлая продолжительная болезнь» Денисенко «не отпускала» его на «синод». А без экс-главы «Киевского патриархата» проведение заседания было невозможным, поскольку по уставу «СЦУ» «на переходный период в состав… синода постоянными членами включаются три бывших главы объединяющихся церковных групп». Поняв ближе к вечеру 4 февраля, что его «тупо сделали», представитель Фанара, наконец, покинул Украину.

А 5 февраля старец чудесно восстал с больничного одра и распорядился созвать «синод» в Доме митрополитов Русской церкви, присвоенном государством. Таким образом, несмотря на заверения Порошенко о том, что «СЦУ» не будет государственной церковью (хотя он не преминул назвать хиротонию Думенко важным государственным вопросом), первое заседание данной организации состоялось на территории государственного объекта.

Это указывает на то, что «Почётный патриарх СЦУ» не намерен отдавать в «общецерковное пользование» резиденцию на ул. Пушкинской, 36 в Киеве, которую занимает с 1966 г., когда был назначен украинским экзархом Русской православной церкви.



Отметим, что в то время как «рядовые» его участники зашли в Митрополичий дом через боковой вход, Думенко и Денисенко вошли через парадный. Причём, «почётный патриарх» прибыл, как и полагается, последним. Да и само обсуждение проходило за круглым столом, что не давало возможности определить, кто главный - Филарет или Епифаний (а среднестатистическому «прихожанину СЦУ понятие «одесную» не ведомо).




По итогам обсуждения Денисенко оставил за собой руководство столичной епархией, ныне действующими приходами и монастырями Киева. Это, пожалуй, ноу-хау: в практике даже самопровозглашённых «церквей» столичной «епархией» руководит предстоятель. За Епифаном был оставлен лишь «Михайловский монастырь» (чтобы у того была бы хоть какая-то резиденция в Киеве).

Против того, чтобы Киевская епархия отходила не предстоятелю, пытались возражать представители других конфессий, вошедших в «СЦУ»: бывший митрополит Винницкий УПЦ (МП) Симеон, бывший «предстоятель УАПЦ Макарий» и его же «митрополит Герман». Но их «подавили» участники от бывшей «УПЦ-КП». Их явное большинство (10 человек) Денисенко обеспечил в нарушение предварительной устной договорённости с «Макарием» о квотах в «синоде». Состав должен был формироваться согласно пропорции 42 (количество «архиереев УПЦ-КП», вошедших в «СЦУ») к 15 (количество «архиереев» бывшей «УАПЦ»). «Макарий» заявил «Филарету», что более такого не потерпит (частичная ротация синода предусмотрена каждые полгода), иначе будет жаловаться Экуменическому «патриарху» (который имеет право окончательного решения по внутривидовой борьбе в «СЦУ»).

Пока же, если не считать назначение винницкого Симеона секретарем «синода» (что было, скорее, непререкаемым условием администрации Порошенко), все остальные синодальные должности заняли люди Филарэта. Один из самых верных - наместник вышеупомянутого «Михайловского монастыря» (присматривающий за «гостящим» там Епифанием) - возведен до статуса правящего архиерея, хотя монастырь-новодел никак не может быть приравнен к епархии.

Епифану в качестве утешительного приза заполучить по совместительству пост главы «Управления внешних церковных связей». Впрочем, как и заявлял ещё по итогам "Объединительного собора" Денисенко: руководить "церковью" будет он, а внешние представительские функции выполнять Думенко. Так что последний получил лишь то направление, на котором с «почётного патриарха» заведомо никто не воспримет.

На данную должность мог претендовать бывший глава ОВЦС УПЦ (МП) Драбынко. Однако, поскольку он привёл в «СЦУ» всего лишь один приход, то даже не вошёл в состав синода.

По уставу «СЦУ», впрочем, сей «инфант-митрополит» и не должен был входить в руководящие органы. В стамбульском оригинале документа сказано, что члены «синода» определяются предстоятелем в соответствии со старшинством «хиротонии». Однако наши умельцы «перевели» с греческого «определяются в соответствии» как «назначаются», и уже «назначенные» выстраиваются в «синоде» по старшинству. Поэтому на заседании присутствовало столько неседобородых лиц даже не архиепископского звания.



В отличие от некоторых их них, бывший «предстоятель УАПЦ Макарий», несмотря на то, что отдал под ставропигию Константинополя кафедральные соборы Андреевский в Киеве и Успенский во Львове, ничего взамен не получил.

Битва за портфели длилась до позднего вечера, но вопросы перераспределения полномочий на «низовом уровне» так и не удалось решить. В итоге «был установлен порядок наименования епархий в случае, если эти наименования дублируются - в таком случае епархия именуется в соответствии с двойным титулом архиерея». А «религиозные организации, входившие в состав каждой епархии по состоянию на 15 декабря 2018 (день проведения Объединительного собора «СЦУ», - Д.С.), остаются в составе соответствующей епархии». Это означает, что если на одной и той же территории до объединения действовало две епархии - от УПЦ-КП и УАПЦ, то тот же порядок остаётся и теперь. То есть, на каждой территории действует по два «епископа» (что является вопиющим попранием канонов православной Церкви). Подразумевается, что только после того, как тот или иной «епископ» естественным образом «отойдёт» от управления, его конкурент заполучит всю территорию в управление.

Отдельно «был рассмотрен организационный вопрос Винницкой епархии». Действительно, в Виннице и окрестностях теперь действуют даже не два, а три «епископа СЦУ». Бывший канонический архиерей Симеон (на фото справа) отказывает своим новым коллегам в сослужении в захваченном им кафедральном соборе. Последние жалуются, но судя по отсутствию зафиксированного в журналах решения, пока безрезультатно.



В целом, казалось бы, «синод» закончился для Денисенко триумфально. Но не стоит сбрасывать со счетов «митрополита Луцкого» Зинкевича. Того самого, которого лишь Порошенко смог в течение трёх часов уговорить снять свою кандидатуру на «Объединительном соборе» ради Денисенкового протеже. Иначе «Филарет» сорвал бы «эпохальное событие», а с ним и президентскую кампанию главного выгодополучателя «томоса». Зинкевич после этого рассчитывал не только на государственную награду от Порошенко (которую получил вместе с иудами Симеоном и Драбынко), и не на то, что дождавшись своего времени, сожрёт «Филаретового Епифанчика» с потрохами. Ему нужно было уже сейчас несколько больше, нежели глубоко провинциальная кафедра. Однако в нарушение устава «СЦУ», ему несмотря на его 19-летний «архиерейский» стаж не нашли места в «синоде».

Имеющий полтора десятка сторонников в «епископате СЦУ» Зинкевич уже заявил, что «произошедшее в Софии, можно назвать архиерейским собранием, но никак не Синодом». Он также как и «Макарий» не исключает своего обращения в Стамбул: «Есть устав церкви, есть томос, которому только два месяца исполнилось и по которому мы должны жить. Все остальное - не канонически, неправильно, не имеет права к дееспособности».

Ещё один «епископ» с почти двадцатилетним стажем Руслан Кулик намекает, что в данном вопросе Зинкевича готово поддержать вообще большинство «епископата СЦУ»: «Хочу сказать, что архиереи ПЦУ не считают синод 5 февраля полномочным».

Выгодна ли РПЦ вся эта грызня в «лоне детища Варфоломея»? С точки зрения подрыва последнего в православном мире, да. Вопрос, воспользуется ли этим вовремя наш ОВЦС.

Фонд стратегической культуры

#4f81bd, СЦУ

Previous post Next post
Up